Новости

Как быть с российским образованием, обсудили на открытой лекции в Томске

Сначала приводим ссылку: http://globalsib.com/16379/

А теперь прокомментируем только один абзац из статьи. Вот он:

Школьные учебники пишут все кому не лень

«Первой выступила Эмануила Гельфман с рассказом о текущем состоянии дел в плане создания и выпуска печатных учебников. Как выяснилось, говоря образным языком, в нашей стране «только ленивый человек не пишет учебник». Доходит до того, что на каждый класс по каждому предмету выпускается 7-8 учебников разных авторов, разного качества и использующих разную методологию преподавания. Все это создает неоправданную нагрузку на учителя, что не может не сказаться на качестве его работы».

Очевидно, что Эмануила Гельфман не относит себя к тем, «кому не лень». Поэтому скажу пару слов про один эпизод, случившийся перед заседанием экспертного совета министерства образования в 1994 г. Тогда в совете должны были обсуждаться «томские учебники», на которые я уже написал рецензию, с которой Эмануила Гельфман была ознакомлена. Она ходила по залу заседания и спрашивала: Кто такой Шевкин? Кто такой Шевкин? Когда она с этим вопросом обратилась к Г.В.Дорофееву, то он подвёл её ко мне.

Было видно, что дама готова отшлёпать наглеца, посмевшего написать такую рецензию на учебник из международно призанного проекта, которым она руководила. Понимая, что разговор не сложится, я задал ей вопрос:
— Хорошо, а есть ещё учебники математики, кроме Вашего учебника, которые Вы считаете хорошими?
— Есть, — ответила Э.Гельфман, — учебник Никольского для 5-6 классов, например.
— Очень хорошо, я как раз четвёртый автор этого учебника.

Строго говоря, это был не учебник, а пособие для самообразования «Арифметика» (Издательство «Наука», 1988, тираж 400 тыс. экз.), так как мы не подавали ещё на присвоение министерского грифа. Но это мелочь, гораздо интереснее то, что так возмутило Э.Гельфман.

Вот часть той рецензии: «Как, например, устанавливалось свойство десятичных дробей, выраженное равенством 0,9 = 0,90? Очень просто! «Фрекен Снорк предложила засунуть число 0,9 в шляпу. Так и сделали, и тотчас получили из Шляпы число 0,90.

— Вот оно что! — сообразил Хемуль. — Да ведь 0,9 = 0,90!»

Вот так в книге, которую авторы считали учебником, научные факты получались из Шляпы! (С большой буквы — она волшебная!)

При обсуждении книг на экспертном совете я спросил тогда авторов: как, по их мнению, должен реагировать учитель, если через некоторое время при доказательстве теоремы Пифагора ученик скажет: «Засунем в Шляпу a, b и c и вытащим из нее равенство a2 + b2 = c2?»

Это, конечно, была грустная шутка. Будем надеяться, что про волшебную Шляпу к тому времени ученики окончательно забудут.

Сделаем оговорку. Все примеры, приведенные мною, взяты из книг, представленных на рецензию в 1994 г. Я очень надеюсь, что теперь в них что-то усовершенствовано, но для оценки идей авторов бывает полезно вспомнить первый вариант книги, еще не «приглаженный» по замечаниям рецензентов. Только так можно понять и оценить первоначальные идеи авторов в чистом виде.

Подробнее здесь:

«Первое сентября», 2000, № 12. Размышления о «нескучных учебниках»

И последнее: с тезисом Э.Гельфман «Школьные учебники пишут все кому не лень» я согласен.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал