Новости

К вопросу о геймификация образования

Прочитал я на сайте Мел.фм заметку Геймификация на уроке. Почему она работает? и принялся было писать комментарий, но не уложился в размер «до 1500 знаков». Поэтому размещаю ответ здесь.

В заметке рассказано, что дети сейчас увлечены играми, плохо сосредотачиваются на учебной деятельности и т. п. Предлагается выход: учить в игре. Прежде чем задать мои вопросы автору заметки, расскажу запомнившуюся мне историю.

Где-то в середине 90-х годов Георгий Владимирович Дорофеев рассказал коллегам в лаборатории обучения математике НИИ содержания и методов обучения АПН СССР такой эпизод. Его внук обучался по учебникам с очень сильной составляющей, которую можно назвать внешним стимулом. Например, требовалось выполнить вычисления и из букв, соответствующих полученным ответам, составить слово, разгадать ребус, кроссворд и т. п., то есть в учебный процесс была встроена интересная для ребёнка игровая деятельность, далёкая от тех ролевых игр, о которых говорится в заметке. Эта деятельность не имела непосредственного отношения к изучаемой математике.

Георгий Владимирович предложил внуку выполнить задание для гимназистов царской эпохи — громоздкий пример со скобками, где надо определить порядок действий, правильно выполнить каждое действие. Приведу для примера задание такого типа из «Сборника арифметических задач и численных примеров» В.А. Евтушевского. Его мы включили в свой учебник для 5 класса.

То задание тоже было на «вычислительную выносливость», на умение составить план действий и терпеливо выполнять его отдельные шаги. Интересно же посмотреть, а я смогу решить то, что решали гимназисты лет за 100-150 до меня. Но внуку было не интересно. Он спросил: «А зачем?» Его не интересовало задание, которое считал важным его дедушка — учитель учителей математики, потому что оно не было подкреплено «внешними стимулами».

Это долгое вступление перед вопросом, который может задать ребёнок: «А зачем вы такую хорошую игру испортили своей математикой?» На самом деле успешное обучение математике (не буду говорить о других предметах) возможно тогда, когда интерес к ней развивается изнутри предмета — от интересных заданий, старинных задач к красоте и силе методов математики, к тем возможностям, которые даёт математика в изучении окружающего нас мира.

Теперь мои вопросы к верящим в пользу геймификации образования: «А когда планируете закончить игру и начать реальную жизнь? Так и будем играть в 11 классе, в институте, в реальной жизни? Не кажется ли вам, что, сокрушаясь по поводу увлечения детей игрой, мешающего обучению, вы не решаете, а только усугубляете эту проблему?»

И тут мне вспомнилась недавняя прогулка с внуками в «Школьном парке», что выходит на Кировоградскую улицу в Москве. Мы вдруг заметили, что к детской площадке приближается толпа взрослых, что-то возбуждённо обсуждающих, показывающих куда-то руками. Они остановились рядом с нами, и я подумал, что это если не митинг или встреча с депутатом на открытом воздухе, то что-то в этом духе. Оказалось, что это ловцы покемонов. Среди них были подростки, мужчины, женщины, убелённый сединами отец семейства, но я в них видел играющих детей. Если честно, мне стало не по себе. Они побросали дела, возможно, оставили детей, не выключили утюг… и собрались в одном месте, где эти самые покемоны должны объявиться.

Может быть, вы, как и я, не в курсе того, кто такие покемоны и ловцы покемонов? Привожу справку из Интернета: «Покемоны — это монстры, которых приручают люди в манге, аниме и играх по франшизе «Покемон». Потом с помощью этих покемонов сражаются в боях, ловят преступников, лечат, гипнотизируют, строят дома и используют их в других сферах жизни. Ловцы покемонов — это те, кто ловит покемонов в покеболы для каких-то из этих целей или просто чтобы найти себе друга на всю жизнь».

Последний вопрос геймификаторам образования: кого мы растим, учим, образовываем: обычных людей или ловцов покемонов? Мы хотим, чтобы наши учащиеся в будущем решали свои и чужие проблемы в реальной жизни или удовлетворяли свою потребность решать проблемы в виртуале?

Как бы не заиграться с геймификацией образования…

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал