Новости

К обсуждению предложений по реформированию школьного образования в России

Далее приведены краткие предложения по реформированию школьного, которые собирали в МГУ в 2008 г. Там они «ушли в песок». Публикую у себя на сайте.

1. Нельзя начинать новый этап реформы школы, не сделав отчета о том, что сделано в предыдущий период. Безуспешные попытки объявить о начале нового этапа реформы образования предпринимались Я.Кузьминовым и пр. в 2004 г., в 2008 г. «Безотчетные» попытки реформирования системы образования не дадут эффекта из-за отсутствия кредита доверия работников системы образования, растраченного реформаторами в предыдущий период бездумного реформирования. Нужно подготовить такие материалы, но оценки сделанного должны прозвучать с уровня более высокого, чем Министерство образования и науки. Пример такого выступления имеется в Белоруссии (http://www.sb.by/post/64375/).
2. Необходимо сказать, что сделано, каких средств это стоило, какое влияние сделанное оказало на систему образования, как воспринято обществом. Сказать, кто отвечает за провальные решения по образованию. В противном случае «реформаторы» будут и дальше тормозить реформирование системы образования. Не приходится ожидать чудесных превращений в их системах ценностей и приоритетов.
3. Необходимо учитывать, что успешное реформирование системы образования невозможно:
1) без осознания того, что государство, если оно хочет сохраниться, не имеет права уходить из системы образования. Утопическая вера во всемирное распределение труда и во всесилие рыночных механизмов в образовании не отвечает долгосрочным интересам государства.
Эта вера привела к внедрению вредных для России идей и плохих западных образцов, от которых там хотели бы отказаться, но не знают как. Последние политические события подтверждают необходимость самодостаточности России в обороне, в промышленном и в сельскохозяйственном производствах, а это невозможно без самодостаточности в науке и в образовании. Нельзя растрачивать собственные передовые традиции только потому, что это нравится нашим конкурентам.
2) без изменения отношения государства к оплате высококвалифицированного труда. Если государство не научится ценить «мозги», они будут продолжать утекать за границу или переключаться на те виды деятельности, которые их могут прокормить. Государство должно создать условия для того, чтобы каждый, способный принести пользу, имел такую возможность, но не в ущерб уроню жизни собственной семьи. Чтобы каждый, способный получить образование и реализовать себя на пользу общества, имел такую возможность. И это не должно зависеть от способности родителей оплатить образование (никто не доказал, что таланты рождаются только в семьях состоятельных граждан).
3) без создания системы стимулов всем участникам учебно-воспитательного процесса — только в этом случае реформа будет расти «снизу» («сверху» ее реформировать вообще невозможно). Это, в частности, должно предусматривать повышение ответственности обучаемого за результаты своего труда и снятие с учителя унизительной обязанности положительно оценивать отрицательный результат обучения. Уже 40 лет в России (ранее в СССР) подрастающее поколение развращается неотвратимостью «тройки», перекос в распределении прав и обязанностей участников образовательного процесса давно пора устранить.
4) без срочной ревизии системы высшего псевдообразования и восстановления системы среднего специального и профессионального образования. Псевдоуниверситеты и псевдоакадемии создают иллюзию получения высшего образования у тех, кто мог бы с большей пользой для себя и страны реализовать себя на том уровне послешкольного образования, который больше отвечает их способностям и возможностям. Россия уже задыхается в кадровом голоде, а ввоз гастарбайтеров не решает ее проблем, а только порождает новые.

Шевкин А.В.
Кабинет методики преподавания элементарной математики, доцент,
ФМШ № 2007 г. Москвы, учитель математики.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал