Новости

Герман Греф против математических школ. Вести с поля боя.

Дополнение от 18.10.2018: Браво, Максим Яковлевич!

Только вчера самый успешный банкир страны объявил войну математическим школам. Воюет он давно, но вчера страну всколыхнули его последние (по времени, а хотелось бы — по факту) заявления. А сегодня уже есть реакция в СМИ. Приводим в порядке попадания в наше поле зрения.

Многочисленные поГрефности

Торжествующая некомпетентность или сознательный развал образования, давшего нашей стране ядерный паритет?

Глава Сбербанка Герман Греф назвал специализированные математические школы «пережитком прошлого» и заявил, что они не нужны. Президент крупнейшей кредитной организации оказался категорическим противником математических школ, в которых детей «пичкают одним монопредметом». По его словам, ребёнок должен развиваться «равномерно», а математики и программисты в будущем будут всё меньше и меньше востребованы, как это стало с юристами и экономистами.

Почему глава Сбербанка и бывший министр экономического развития РФ, юрист по образованию, взялся за физматшколы и как на самом деле там устроено обучение, в интервью Накануне.RU рассказал заместитель директора – руководитель Центра математического образования физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, народный учитель России Сергей Рукшин.

Сергей Евгеньевич, как вы расцениваете это заявление Германа Грефа?

– Сегодня мне опять вспомнились дедушка Крылов и Николай Васильевич Гоголь… Когда-то, лет 45-50 назад, учитель литературы учила нас, что то, что высмеивали наши великие сатирики, в СССР скоро сойдет на нет, все будут заниматься своим делом, выбранным по душе и по способностям, на общее благо… Я и представить себе не мог, что эти кошмары прошлого, как и сатирические персонажи Салтыкова-Щедрина и Островского, для России не в прошлом – навсегда!

И спасибо Герману Оскаровичу за такую трогательную заботу о поддержании моих воспоминаний о классиках русской литературы. Первым невольно вспомнился Иван Андреевич Крылов.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад…

Почему Греф вдруг позволил себе высказаться на тему, которая, вроде бы, к его деятельности и его собственному образованию не относится?

– Чем же объяснить такое очевидное свидетельство о непрофессионализме и готовность выставить себя на посмешище тех, что всерьёз и профессионально занимается образованием? Почему с таким завидным упорством уже много лет многочисленные реформаторы пытаются влезть с руководящими указаниями в этот калашный ряд? Почему Герман Оскарович Греф пытается взять на себя функции образовательного гуру? Попробуем разобраться…

Многие обыватели любят порассуждать о проблемах образования и науки, и именно о таких персонажах нам напоминал смотритель училищ Лука Лукич Хлопов:

«Да он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал. Говорит: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу»… Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек!»

Неужели специалисты в области образования, создатели успешных образовательных систем, лидеры в области образования не могут сами разобраться в проблеме? Почему именно в образование многие непрофессионалы норовят сунуть нос и непререкаемым образом выносить приговор по любому вопросу? То у них основная проблема российского образования в том, что классы прямоугольные, то виноваты оценки именно по пятибалльной шкале, то, вдруг, оценки вообще ставить не надо… И совершенно не понятно, почему мы на педсовете в школе или на совещании медсестер в больнице не обсуждаем дела Сбербанка или действия Правительства? Кухарка – не кухарка, но, может, и учителя с медсестрами должны управлять Сбербанком? Почему-то приходит на ум и манифест дилетантизма, высмеянный Эльдаром Рязановым в фильме «Берегись автомобиля», помните: «Насколько вечером лучше играла бы Ермолова, если бы днем она работала у шлифовального станка!»

Откуда это самочинное и навязчивое стремление назначить себя смотрящими именно за образованием?

И это заявление Грефа можно воспринимать двояко, как и многие заявления наших либерал-реформаторов образования: либо как торжествующую некомпетентность поколения «успешных менеджеров», либо как сознательное желание развалить такой системообразующий институт нации, как образование.

Откуда у Грефа могло возникнуть такое желание?

– На международном семинаре в Парк-Сити, в США, в 2004 г. я лично слышал заявление Элен Вулфенсон, жены бывшего главы Всемирного Банка: «Россия, по нашему мнению, недостаточно богатая страна, чтобы иметь общедоступное хорошее математическое образование. И мы добьёмся адекватного внимания к нашему мнению». Я не любитель конспирологических теорий, но действия наших реформаторов уж больно сильно способствуют реализации этого тезиса. Наше многократно обруганное образование дало стране ядерный паритет с США, мы первыми запустили спутник и человека в космос. Зачем же надо отказываться от того, что принесло успех стране?

Герман Греф считает, что создание в СССР математических школ было «не очень хорошим опытом». Что можете на это ответить?

– Жаль, что когда кажется, многие не пытаются перекреститься, сплюнуть три раза через плечо, авось наваждение сгинет… Нельзя всерьез комментировать дилетантские высказывания человека, не сведущего в образовании… Это унижает профессию.

Напоминаю, что физматшколы были созданы в начале 60-годов по просьбам главных конструкторов и оборонных министерств, которым нужны были кадры для обеспечения суверенитета страны, развития новых технологий… Эти рассадники вольнодумцев и свободомыслия одобрил Михаил Суслов, выразив опасения, что тяжело будет в них наладить воспитательную работу, но это необходимо в интересах.

И их создание многократно себя оправдало. Физматшколы дали стране не только Филдсовских лауреатов, но и многих людей, которые прославились на других поприщах. Один из видных экономистов (в прошлом – замминистра экономики Ясина!) Сергей Васильев – выпускник физматшколы, победитель олимпиад по математике и физике, в физматшколе учился замечательный кинорежиссер (последний стажер Георгия Товстоногова) Дима Астрахан, лауреат золотой медали Плевако, юрист Сергей Попов, чемпион мира по шахматам Александр Халифман, известные врачи… И число таких примеров можно многократно умножить!

На фоне реформ образования и науки мы получили ракеты и спутники, которые не взлетают, техногенные катастрофы, которые можно было предотвратить. И это плоды разрушения систем высшего и профессионального образования.

Герман Греф утверждает, будто в математических школах учеников «пичкают» одним предметом. Как на самом деле устроено обучение в математических школах?

– В 60-70 годы именно физико-математические, а не гуманитарные школы побеждали на олимпиадах по литературе и истории в Ленинграде, интеллектуальных турнирах старшеклассников, эрудит – и политбоях. Думаю, что и в других городах были аналогичные результаты. Я уж не говорю о знаменитом Колмогоровском интернате при МГУ.

В наших математических лагерях для одаренных в области физики и математики школьников проводились вечера поэзии, классической музыки, интеллектуальные игры, экскурсии по крупнейшим художественным музеям мира (с альбомами и слайдами, разумеется). Только не знающий этого невежда может сказать что-то о монокультурном развитии учащихся физматшкол.

Не утруждая себя аргументами и сбором информации о деятельности специализированных школ и итогах их более, чем 50-летнего существования, можно легко обругать их. Также как дилетант может обругать многотрудную и непростую работу Сбербанка и банковской системы вообще. Давайте оставим профессию профессионалам. И прекратим огульное осуждение той системы образования и её выпускников, которые создавали то, на чем, в заметной степени держится экономика и суверенитет государства.

Заодно любопытно было бы уточнить, сколько программистов, работающих в банковской системе, были выпускниками физматшкол, профильных классов и участниками олимпиад. Именно потому, что они есть, работает мобильный телефон, мобильный банк, платёжные системы. И не надо уподобляться герою другой басни дедушки Крылова и подрывать корни дерева, плодами которого ты кормишься.

По-вашему, повторят ли математики и программисты судьбу юристов и экономистов, которые перестали быть востребованными?

– Никоим образом. Если Герман Греф не знает, какие теоремы теории чисел используются в его мобильном телефоне, это не значит, что без них можно прожить…

Источник. НАКАНУНЕ.РУ. 17.102018

Там же днём ранее есть материал, в котором цитируется мой вчерашний комментарий на сайте:

«Грефов комплекс». Глава Сбербанка заявил о ненужности физматшкол

НАКАНУНЕ.РУ. 16.10.2018

Сегодня я уже дал интервью, которое обещали дать в теленовостях РЕН ТВ. А через полчаса ответил по телефону на вопросы интернет-газеты «Ридус». Кажется, Герман Оскарович поднял против себя большую волну. Посмотрим, как будет выплывать.

Ну вот, от интервью в очень интенсивных новостях РЕН ТВ осталась одна моя фраза — промелькнул, и ничего по поводу предложений Грефа. Так что ссылка не интересна.  А это ссылка на материал в «Ридусе»:

РИДУС

В лучшей школе России посоветовали Грефу учить матчасть. «Плевал я на него вместе с его Сбербанком»

Герман Греф разочарован в школах физико-математического уклона. Пережитку советского прошлого в новом мире не место, да и программистов его Сбербанку уже хватит. Директор президентского лицея № 239 рассказал «Фонтанке», что одному из главных банкиров страны стоило бы думать прежде, чем говорить.

Глава и председатель правления Сбербанка Герман Греф на международном форуме «Открытые инновации» заявил: «Математические школы – это там, где отбирают детей и пичкают их монопредметом». Так развитую «на все 360» личность не вырастить, и рынок труда рискует захлебнуться программистами, предупредил он и припечатал: школы не нужны. На фоне прорывов и цифровизации, которые так поощряет президент, Грефа не поняли. Директор петербургского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич объяснил: мешать узких специалистов с профильными школами – ошибка, а Грефу лучше бы подучить матчасть.

— Максим Яковлевич, высказывание Германа Грефа слышали? Согласны, что сейчас стратегия успеха изменилась и на смену юристам идут программисты?

– Слышал, конечно. Глупости это. Обучение математике – это не стопроцентная гарантия того, что ребёнок в будущем станет экономистом или математиком. Желающих учиться у нас много, но идут к нам не с прицелом на карьеру того же программиста.

— То есть несколько лет назад, когда был бум на юристов и менеджеров, у вас тоже хватало потенциальных учеников?

– Конечно. Наплыв был, есть сейчас и через 5 – 10 лет сохранится. Вступительные экзамены или победы на олимпиадах – и будет вам счастье. Дефицит качественного образования остаётся, и так уж исторически сложилось, что качественное – это математика. Знаете, возможно ему (Герману Грефу) досадно, что в его дурацкую школу никто не идёт.

— Судя по выступлению, Греф уверен, что ученики физмата думать ни о чём, кроме математики, не могут, а в вашей школе есть, к примеру, литературные вторники.

– Он по природе – заточенный на успех москвич. Считает, что физматшкола – это математика, математика и снова математика. Но это не так, хотя в Москве есть практика, когда раз ты успешный олимпиадник, то и ну её, эту литературу с историей вместе – от всего освободим. Но у нас другая позиция, и мы в целом не против разностороннего образования. Знаете, у нас дети при переходе из десятого в одиннадцатый сдают экзамен по литературе, в седьмом классе – по истории, а в пятом – по английскому.

— Как считаете, есть у образования в физико-математических школах преимущество перед общеобразовательными?

– Знаете, ещё Михаил Васильевич Ломоносов говорил: математику зачем изучать, что она ум в порядок приводит. Правильно? Вот. Чем больше её учишь, тем в большем порядке в голове всё содержится. Учёба – это тяжёлый труд. Если школа имеет возможность сделать так, чтобы люди трудились, то у неё будет гармонично развитая личность. Греф не знает, о чём он говорит, а туда же… Понятно, что он намеренно провоцирует, но тем не менее. Безграмотный профан, взявшийся рассуждать о том, в чём ничего не понимает. Так и напишите – я так считаю.

— С ходу вспомните своих учеников, которые ум в порядок привели, но жизнь с точными науками не связали?

– Пожалуйста: Сергей Фурсенко (президент ФК «Зенит»), Андрей Толубеев (актёр театра и кино, народный артист РФСР), Людмила Вербицкая (учёный-лингвист, доктор филологических наук), два профессора филологии – сестры Рождественские, олимпийская чемпионка Наталья Кучинская, Борис Гребенщиков (рок-музыкант и основатель группы «Аквариум»), братья Виктор и Леонид Харитоновы (оба актёры театра и кино, заслуженные артисты РСФСР, Виктор – театральный педагог и режиссёр), Николай Левичев (политик, член ЦИК, председатель «Справедливой России» до 2013 года, кандидат в мэры Москвы в 2013-м), Михаил Зурабов (экс-посол России на Украине), Владимир Коган (владелец банка «Уралсиб»). Математика Григория Перельмана, как и договорились, не назвал. С информационными технологиями тоже многое связано, но не запредельно. Прошлый выпуск под двести человек, 197 – если точнее. Из них в IT ушли сорок, а 15 – на биологическое, что тоже немало, согласитесь. Остальные рассасываются по другим направлениям.

— Вы готовы перечислять и перечислять. Убедили.

– Знаете, была такая легенда. Императору Александру III принесли на утверждение приговор какому-то крестьянину, который в пьяном виде стал сквернословить в кабаке. Ему говорят: «Здесь же портрет императора висит, что ж ты при императоре-то». А он им: «Да плевал я на него!» Его схватили – оскорбление государя. И приговор на утверждение. Александр перечёркивает и пишет: «Передайте этому дураку, что я на него тоже плюю. А портретов царских впредь по кабакам не вешать». Вот и передайте Грефу, что я на него тоже плюю вместе с его Сбербанком. А что ещё тут можно сделать.

Беседовала Татьяна Ципуштанова, «Фонтанка.ру»

Источник. © Фонтанка.Ру

Комментарий. Браво, Максим Яковлевич! А что ещё тут можно сказать?

Приводим  текст группы «За возрождение образования»

«ТУПОЙ ГРЕФ» И ВОЗМУЩЁННАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

16 октября на форуме «Открытые инновации» Г.Греф заявил, что узкоспециализированные математические классы, в которых детей «пичкают одним предметом», – пережиток прошлого, и их следует закрыть, поскольку современному человеку необходимо всестороннее гармоничное образование (см. https://ria.ru/economy/20181016/1530766196.html ). Это провокационное заявление вызвало бурю протеста. Отповедь зарвавшемуся банкиру дали все: и патриоты, и либералы. К ним примкнула даже министр Васильева. Многие разглядели в словах одиозного «медиума говорящего» планы олигархической власти по ликвидации математических школ страны. 

Согласимся с этим на минуту и давайте представим, что начнут, надо полагать, с 57-й школы столицы. Любой адекватный человек поймёт, что это сарказм, ибо упомянутая школа может быть закрыта только вместе с Москвой (в её нынешнем качестве). Не случайно ди⁠ректор другой топовой школы – Пратусевич – прямо сказал, что «плевать он хотел на Грефа» (см. https://www.fontanka.ru/2018/10/17/102/ ). Словом, инициатива главы Сбербанка имеет сегодня нулевые шансы на исполнение.

Так зачем он выдвинул её? Неужели исключительно по тупости?

Обратите внимание: Греф говорил об «узкоспециальном монообразовании» только по математике. Но ведь сегодня вся наша школа профилирована (где это возможно) чуть ли не с первого класса. А когда создать профильные классы не получается, «профилируются» сами ученики, концентрируя внимание на трёх егэшных дисциплинах и игнорируя всё остальное при полном понимании учителей. Изучение той же математики (на «базовом уровне») заканчивается в московских гуманитарных классах в 10 классе после досрочной сдачи примитивного базового ЕГЭ; уроков физики, химии и биологии на выпуске там может не быть вовсе. Словом, почти везде всё так, как сказал Греф: в типичном элитном физмат классе топовых региональных школ по 30 часов в неделю профильных дисциплин, а все прочие предметы идут по 1-2 часа, и их выпускники в большинстве своём просто не знают. Аналогичная картина и в экономических, химико-биологических, юридических классах. 

Так почему же поставлен вопрос только о математике?

Проведём мысленный эксперимент: что бы случилось, если бы Греф сказал то же самое про экономические или юридические классы и школы? Получил бы он аналогичную отповедь от разгневанной общественности? 

Едва ли, ибо в этих областях видимых достижений у нас нет, опровергать нечего. Более того, многие стали бы удивляться, с какой стати этот «проверенный враг народа» вдруг начал говорить разумные вещи?

В этом ответ на все «почему» и «зачем». Своим заявлением одиозный банкир спровоцировал, по сути, широкую волну рекламы достижений наших математических школ, а значит, и образования в целом. Причём это реклама самая ценная, идущая снизу, которую не купишь ни за какие деньги. Отстаивая специализированные школы от фиктивной угрозы, наши активные сограждане на время забыли, что образование в стране стремительно деградирует, и математика здесь не исключение.

Ровно это от них и требовалось. Ибо в итоге вот так, задаром, они фактически взялись объяснять народу, что наше добиваемое образование «всё ещё лучшее в мире». 

Потому не надо удивляться, когда Грефу к очередной дате вручат очередной орден.
 
Председатель Гражданского комитета
возрождения образования и науки,
вице-президент РАЕН,
академик Георгий Фурсей

Если у вас есть новости, то шлите ссылки или тексты на avshevkin@mail.ru.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал