Новости

ЕГЭ умер, да здравствует ЕГЭ!

О вредоносности ЕГЭ для всех — и для желающих отчитаться за прослушанный курс математики одиннадцатилетней школы, и для желающих поступать в вузы с самыми высокими требованиями к математической подготовке будущих студентов — не писал только ленивый. Об этом писали все годы с зарождения этой вредоносной идеи на рубеже веков. До введения ЕГЭ в школе были экзамены двух уровней. Экзамен для общеобразовательных классов по программе 10-11 классов и экзамен по программе углубленного изучения математики. Не будем обсуждать перипетии введения ЕГЭ, обещания отцов-основателей (Кузьминов, Филиппов), эксперимент-фальсификацию по ЕГЭ, по которому не было полноценного научного отчета. А что было? Были умозаключения о всеобщем одобрямс самих отцов-основателей или их подчиненных, заинтересованных в дополнительном финансировании «под эксперимент» и обеспечении компьютерами. Независимая точка зрения на ЕГЭ никого не интересовала.

С 2009 года ЕГЭ стал обязательным. Когда в 2008 году стали известны подробности нового варианта ЕГЭ по математике, я высказал свои опасения в заметке «Краткий комментарий к изменениям в ЕГЭ по математике», опубликованной в газете «Троицкий вариант. Наука» ( http://www.scientific.ru/trv/15N.pdf ). Этот текст есть и на нашем сайте: https://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=653 .

Не удержусь от длинной цитаты из этой заметки:

Если раньше ЕГЭ проверял то, чему учили, на что был нацелен стандартом процесс обучения в школе, то теперь, получив до 25% «двоек» на выходе из школы и не разобравшись в причинах провала, «реформаторы» с радостью исполняют свое давнее обещание осчастливить родителей детей-двоечников. Теперь проверяют уровень общего развития. Не знания и умения, а сформированность мифических «компетенций». После 11-го класса проверяют то, что должны были бы проверить после 6-го, 7-го, 8-го, 9-го классов.

Вот несколько задач демонстрационной версии ЕГЭ-2009.

1В Билет на автобус стоит 15 руб. Объявлено повышение цены билета на 20%. Какое максимальное число билетов можно будет купить на 100 р. после повышения цены?

Текст задачи 2В приведем без графика.

2В На графике показано изменение температуры воздуха в деревне Наполки на протяжении трех суток, начиная с 0 ч 13 августа. На оси абсцисс отмечается время суток в часах, на оси ординат — температура. Определите по графику, до какой наибольшей температуры прогрелся воздух 15 августа. Ответ округлите до целого числа градусов.

5В Велосипедист собирается проехать из города А в город Е, в который ведут три маршрута: через В, через С и через D. Расстояния в километрах между соседними городами показаны на схеме. Известно, что если ехать через В, то средняя скорость будет равна 16 км/ч, если ехать через D, то 18 км/ч, а если ехать через С, то средняя скорость равна 20 км/ч. Исходя из этих данных, велосипедист выбрал маршрут так, чтобы доехать до Е за наименьшее время. Сколько минут он планирует пробыть в пути?

Для решения задачи 5В ученик по рисунку (который мы опускаем) должен предварительно сложением трёх пар двузначных чисел найти протяженность трёх дорог: через В, через С и через D, получив соответственно 40, 45 и 36 км.

7В В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 13, а один из катетов равен 12. Найдите площадь треугольника.

9В Камень брошен вертикально вверх. Зависимость высоты, на которой находится камень, от времени (пока он не упал на Землю) описывается формулой h (t) = –5t2 + 18t (h — высота в метрах, t — время в секундах, прошедшее от момента броска). Найдите, сколько секунд камень находился на высоте не менее 9 метров.

12С Двое рабочих, работая совместно, могут выполнить работу за 12 дней. За сколько дней, работая отдельно, выполнит эту работу первый рабочий, если он за два дня выполнит столько работы, сколько второй — за три дня?

Задачу 1В должен уметь решать любой 6-классник, но у него забрали по часу в неделю в 5 и 6 классе, по 2 часа в неделю в каждом классе начальной школы. Дальше еще заберут часы у обучения математике. Теперь мы не можем ожидать, что шестиклассники умеют решать эту задачу. Зато человек, умеющий решать только 5 задач из приведенного списка, будет иметь обещанную «тройку» за ЕГЭ и будет считаться пригодным к обучению в вузе — на экономиста, летчика — где там у нас еще мало катастроф?


А вот и мой прогноз из той заметки:

«Если же проведенные изменения всерьёз и надолго, то это полная катастрофа школьного математического образования. Тогда неспособные к освоению школьного курса дети окончательно сядут на шею учителю. Им будет дан важный ориентир: «Не парьтесь, ребята! Научитесь типа решать 5 задач из списка и считайте, что вы как бы получили математическое образование». На таком общем уровне еще ниже упадет обучение в спецклассах, в вузах, упадет математическая наука. Россия повторит эксперимент, проведенный Адольфом Гитлером, который разогнал передовые научные математические школы Германии. Эти школы, как считают математики, не могут восстановиться до сих пор.

Но нам отрицательный опыт других стран не интересен. Мы на себе хотим испытать последствия бездумного реформирования образования. Мы так любим героически преодолевать трудности, которые сами себе создаем!»


Прошло 6 лет после публикации нового варианта ЕГЭ. Разрушительное влияние тех ориентиров, которые школам задали новые варианты ЕГЭ, трудно переоценить. В этом году, чтобы уменьшить число «двоек» за ЕГЭ, уже после проведения экзамена пришлось понизить планку положительной отметки за ЕГЭ по математике — с 24 баллов до 20 баллов из 100.

И вот в 2014 году тот же коллектив составителей КИМ для ЕГЭ порадовал нас реализацией новой идеи: теперь ЕГЭ будет проводиться на двух уровнях — отдельно для тех, кто хочет отчитаться за курс математики 11-летней школы, и для тех, кто, кроме этого, хочет показать знания, достаточные для поступления в вуз.

С этого момента можно считать, что ЕГЭ в прежнем своем качестве умер. Единого для всех учащихся экзамена больше нет, но составители по-прежнему называют свой экзамен ЕГЭ, стесняясь, видимо, назвать его просто ГЭ.

Что же теперь, по сравнению с версией 2008 года должен уметь решать ученик на базовом уровне?

Полюбопытствуйте, например на страничке
http://samopodgotovka.com/index.php/matematika/28-testy-ege-2015-po-matematike/193-demonstratsionnyj-variant-ege-2015-po-matematike.html

Что здесь можно сказать? Чтобы получить положительную отметку за экзамен по базовому уровню, можно вообще не ходить на уроки математики в 10-11 классах, или ходить иногда на эти уроки, чтобы портить нервы Марье Ивановне, которая требует знать и уметь всякие излишества, знания которых не предполагает новая версия ЕГЭ для базового уровня. В самом деле, я обнаружил только 4 задачи из 20, которые немного касаются программы 10-11 класса! И то в № 7 требуется решить элементарное показательное или логарифмическое уравнение, В № 13 надо сообразить, что от увеличения радиуса цилиндрического сосуда в 4 раза, площадь основания цилиндра увеличится в 16 раз, значит, при неизменном объеме жидкости высота жидкости в сосуде уменьшится в 16 раз, в одном из дублей № 14 требуется понимать геометрический смысл производной, а в № 16 надо решить простенькую задачу на сравнение объемов пирамиды и призмы, если у них одинаковые высоты и площадь основания пирамиды составляет половину площади основания призмы. Словно в насмешку, задача 20 — это фольклорная задача про улитку, которую обычно решают в 5 классе.

Итак, чтобы отчитаться об изучении курса математики за 5-11 классы на базовом уровне, достаточно решить не все 16 задач из 20, в которых идеи 10-11 классов никак не затронуты. Скажите, а зачем тогда тем, кто будет сдавать ЕГЭ на базовом уровне, ходить на уроки математики в 10-11 классах? Пусть уже сдадут ЕГЭ после 9 класса — какая экономия государственных средств получится! Только скажите, экзамен, который можно сдать ничего не зная из программы по математике за 10-11 классы, действительно подтверждает получение учащимся среднего образования?

ЕГЭ на профильном уровне остался почти без изменения, если не считать, что убраны буквы В и С, стоявшие ранее перед задачами. Мой коллега А.К.Ковальджи (Вторая школа) считает, что из 21-й задачи «профильного варианта» 17 являются задачами базового уровня и только 4 — профильного. Это означает, что все, кто выберут «профильный» уровень, но решат только 17 задач базового уровня, получат возможность поступать в профильные вузы…

Итак, ЕГЭ в своем прежнем качестве умер, да здравствует ЕГЭ!

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал