Новости

Дорожная карта в никуда

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев подписал распоряжение от 30 декабря 2012 г. (№ 2620-р), первый пункт которого таков:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

http://правительство.рф/media/2013/1/4/54296/file/2620-r.doc

Дмитрий Анатольевич в очередной раз подписал то, что подписывать не следовало бы, чтобы не явить миру свою удивительную неготовность принимать серьезные решения. То подписал «декрет», уменьшающий число часовых поясов на 2, то про зимнее и летнее время. Теперь вот и третий — под названием «дорожная карта». Читатель этих строк может вспомнить и другие «декреты», но, кажется, среди них ещё не было декрета об изменении суток на пару часов или об изменениях в движениях планет. Пока.

Как же умело подставляют любимого руководителя руководимые им люди, так и подводят его под соответствие слухам о неминуемой отставке весной этого года! Подготовил этот документ не Дмитрий Анатольевич, а другие люди, которые за него отвечать не будут. Они переложили ответственность на того, кто его подписал.

Сегодня я получил ссылку на этот странный документ на 119 страницах, выхватил несколько мест и удивился. Как же горазды эти люди писать такие пустые по содержанию и такие многостраничные документы! Не готов дать полный анализ «дорожной карты», да и не нужен он. Как говорил И.Ф.Шарыгин, чтобы убедиться в том, что рыба тухлая, не обязательно съедать ее целиком.

Прежде чем указать несколько «тухлых» мест документа, скажу, что никакой пользы от его внедрения для образования не будет. Хотя бы потому, что эта польза (эффективность) измеряется странными показателями. Получить требуемые по этим показателям результаты — раз плюнуть. Мне рассказывали, что один народный умелец (назовём его дядей Васей) так подкручивал показатели электросчетчика, что однажды перестарался: не он оказался должен поставщикам электроэнергии, а они ему. Что-то подобное будет происходить и с показателями эффективности внедрения чего-то там… согласно «дорожной карте». Только потому, что многие показатели ничего не могут показывать, они придуманы исключительно для того, чтобы занять чем-нибудь расплодившихся чиновников, которые, в свою очередь, займут своими показателями и грудами отчетов руководителей образовательных учреждений, учителей и преподавателей. Уже только поэтому вреда от внедрения «дорожной карты» будет предостаточно.

Остановлюсь только на одном разделе документа, который связан со школой:

II. Изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

Ну, просто эффективность на эффективности и эффективностью погоняет!

Читаем: «Обеспечение достижения российскими школьниками новых образовательных результатов включает в себя: … разработку методических рекомендаций по корректировке основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом российских и международных исследований образовательных достижений школьников».

Это может означать только одно: порча основных образовательных программ будет продолжена с ориентацией на международные исследования. Ну не верят образовательные чиновники российским Невтонам, заграничные образцы для них эталон.

Известно, что третий президент США Т. Джефферсон опубликовал в 1781 году свое заключение, что «ни один негр никогда не поймет ни геометрию Евклида, ни кого-либо из его современных толкователей.»

Следуя заветам своего отца-основателя, американцы очень своеобразно преподают геометрию, например, могут вывести класс в школьный двор, попросить детей взяться за руки и стать как можно дальше друг от друга… а то, что в результате получится, назвать окружностью.

Но это их проблемы! Однако у нас, следуя американскому образцу, хотели загубить (частично уже загубили) геометрию в школе, пытались убрать в старших классах стереометрию… (министерство обороны отстояло). Надо ли так уж безоглядно следовать международному опыту, если у нас умеют обучать геометрии?

Про геометрию я написал для примера, в документе ещё ничего не написано про необходимость следовать заветам Т.Джефферсона. Пока. Но работа над подзаконными актами только началась! Вот и начнут в очередной раз корёжить программы, чтобы сделать наше образование «практикоориентированным». Для чего? Чтобы развивать науку, образование, здравоохранение, наукоёмкие производства? Нет, конечно! Чтобы соответствовать западным стандартам преподавания темы «Окружность» (тут я немного упрощаю). А для этого принесут в жертву фундаментальность отечественного образования, которой в некоторых странах нет, и они вынуждены переманивать к себе обученных в России (в том числе и по Евклиду) специалистов. Может быть, способом «так не доставайся же ты никому!» у нас хотят решить проблему «утечки мозгов»? Хотят сделать российские мозги непривлекательными для переманивания в другие страны? А не попробовать ли у себя дома наладить жизнь, создать рабочие места, привлекательные для утекающих «мозгов» в науке, в образовании, в исследовательских центрах, на наукоёмких производствах? Заняться реальным подъёмом России, а не трескотнёй о модернизациях? Не хотят, хлопотно это.

В п. 2. «Ожидаемые результаты» читаем:

«Обеспечение достижения новых образовательных результатов предусматривает:

обеспечение обучения всех школьников по новым федеральным государственным образовательным стандартам;

повышение качества подготовки российских школьников, которое оценивается в том числе по результатам их участия в международных сопоставительных исследованиях.

Обеспечение равного доступа к качественному образованию предусматривает:

введение оценки деятельности организаций общего образования на основе показателей эффективности их деятельности;

сокращение отставания от среднероссийского уровня образовательных результатов выпускников школ, работающих в сложных социальных условиях».

От того, что школьников будут обучать по новым стандартам, результаты, конечно, будут новыми. Например, новым образовательным результатом может стать как раз американский способ введения понятия «окружность», но «новое» не означает «лучшее».

С обеспечением равного доступа и сокращением отставания… вообще песня! Эти задачи можно вообще не решать, а подкрутить предложенные показатели (к ним мы и переходим) по методу дяди Васи. Административного ресурса чиновников, которые теперь будут держать в рабстве «эффективного контракта» руководителей образовательных учреждений, вполне достаточно!

В самом деле, забежим немного вперед и посмотрим в таблицу из п. 5 «Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту.»

Вот первый «показатель»;
«Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена». Этот показатель экономисты-«реформаторы» привнесли из экономики.

КОЭФФИЦИЕНТ ДЕЦИЛЬНЫЙ — соотношение, отражающее дифференциацию доходов; отношение средних доходов 10% наиболее высокодоходных и средних доходов 10% наименее обеспеченных граждан…

В экономике этот коэффициент является показателем, т. к. его трудно подкрутить по методу дяди Васи. А вот в образовании — нет! Способов накрутки коэффициента предостаточно, но ни один из них не имеет отношения ни к эффективности деятельности, ни к сокращению отставания.

Вот в Москве идёт слияние школ. Слабые школы вливают в сильные. Что происходит с лучшими и с худшими десятью процентами результатов ЕГЭ? Правильно, после слияния лучшие ухудшаются, а худшие улучшаются, а что делает показатель? Правильно, стремится к единице, причем быстрее, чем это запланировано в таблице. И где здесь эффективность деятельности? Где здесь сокращение отставания? А нигде! Где были, там и остались, так как для улучшения показателей было достаточно не связываться с сокращением и отставанием (хлопотное это дело!), а после проведения слияний бодро отрапортовать: план 2018 года по эффективности деятельности и сокращению отставания перевыполнен досрочно! Кто не верит, пусть посмотрит наши показатели! Этот метод можно назвать методом И.Калины.

Я уж и не говорю, что новый показатель подхлестнет фальсификацию результатов в ЕГЭ и на олипиадах. Теперь на сторону учащихся, родителей и учителей встанут ещё и руководители управлений образования и руководители территорий! Прискорбно, но даже работники минобраза замешаны в махинациях с победителями Всероссийской олимпиады!

Нужный результат «улучшатся результаты выпускников школ, в первую очередь тех школ, выпускники которых показывают низкие результаты единого государственного экзамена» будет обеспечен — и попробуй возрази, наш показатель не врёт!

Но только потому, что ничего он не показывает!

Однако этот показатель применяется ещё и для оценки достижений новых качественных образовательных результатов аж в трех направлениях:

1) Комплекс мероприятий по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов;
2) Формирование системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников;
3) Методические рекомендации по корректировке основных образовательных программ…

Для чего же писалась эта «дорожная карта», если можно ничего не делать содержательного, а действуя методом И.Калины, получать рост «показателей», подтверждающих, что руководитель работает хорошо?

Приведет ли «дорожная карта» к улучшению хоть чего-нибудь в образовании?

«Не верю!» — скажу я вслед за Станиславским.

«Дорожная карта» — это путь в никуда. Надеюсь, приведённых «тухлых» мест документа вам достаточно.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал