Новости

Дети составляют задачи лучше взрослых

На днях исполнилось 18 лет сайту «Математика. Школа. Будущее» (www.shevkin.ru). Поздравляю себя и читателей сайта приятной заметкой. На тему составления взрослыми неудачных задач уже писал.

Не писал задач – и не пиши!

На днях прочитал на Яндекс Дзене задачу, которую на олимпиаде для 3 класса дала учительница. На мой взгляд, уровень задачи превышает разумные возможности третьеклассников, но учителям начальной школы виднее. Традиционно такие задачи давали всегда в курсе арифметики 5-6 классов. Надо ли отбивать у детей охоту браться за эту математику, которая не получается. Но и это ещё не всё. Давайте прочитаем условия задачи.

Запишем коротко условия задачи:
5 л + 3 к = 54 см
3 л + 5 к = 26 см
Предполагается, что ученик мысленно выложит все 8 карандашей и 8 линеек в линию и получит:
8 л + 8 к = 80 см
1 л + 1 к = 10 см
Составитель задачи, видимо, остался собою доволен. Но есть проблема: где он видел линейку и карандаш суммарной длиной 10 см? Это же не огрызок карандаша и не обломок линейки! А вот вам и «вишенка на торте»: ситуация, описанная в задаче, не реализуется.

По условию задачи 3 л + 5 к = 26 см, а мы получили 3 л + 3 к = 30 см. Оказывается, карандаши имели отрицательную длину (-2 см)!

В тот же день молодой учитель математики А.И. Плахотников из физматшколы 2007, где мне посчастливилось работать, прислал мне ссылку на сайт, на котором он размещает задачи, составленные его учащимися. Это очень важная и полезная работа. Ученик, составивший задачу, не только знает, как решить задачу какого-то типа, но и понимает, как решить любую задачу такого типа, даже сам может составить и решить такую задачу. Это высшая степень овладения материалом. Приведу примеры задач, которые хочется выделить особо.

1. Гарри Поттер для обороны Хогвардса разделил 210 магов на 3 группы. Отношение первой ко второй 2:3, а второй к третьей – 1:3. Сколько магов в каждой группе, если Гарри не принадлежит ни одной? (Настя Окладникова)

2. Чтобы составить практикум, учитель берет на 2 части логики 3 части страданий. Какова концентрация страданий в практикуме? (Миша и Тамерлан, 6В)

3. Не выспавшийся и не позавтракавший учитель может поставить за 6 секунд 18 двоек. Сколько двоек может поставить такой учитель за 9 секунд? (Лозовский Илья)

4. Из 200 сотрудников завода 50% платят налоги, а остальные платят 50% налогов. Сколько всего они заплатят, если считать, что у каждого зп 25 000 и налог равен 10%? (Чачанов Тамерлан)

5. Два единорога съедают радугу за 10 мин. Сколько единорогов надо добавить, чтобы они съели эту радугу за 4 мин? (Лозовский Илья)

6. Баба Яга и Кощей могут собрать корзину мухоморов за 10 минут. Сколько еще сказочных героев им пригласить, чтобы собрать корзину мухоморов за 4 минуты? (Титаров Вася)

7. Гомер дает Барту $6, если тот не проказничает на протяжении 4 дней. Сколько дней Барту нужно не проказничать, чтобы получить $12? (Лозовский Илья)

8. Для создания меня Бог на 6 щепоток ума использовал 4 щепотки силы. А сколько щепоток ума надо использовать на 12 щепоток силы? (Прокофьев Сеня)

9. На олимпиаде в ФМШ 2007 проверяются работы участников. 6 экспертов могут проверить все работы за 18 дней. Сколько дней потребуется на проверку всех работ, если для ускорения процесса привлекут ещё 3 экспертов? Все эксперты имеют одинаковую квалификацию и скорость проверки у всех одинаковая. (Раковских Саша)

Спасибо Александру Игоревичу за ссылку, за фото ребят. Они в надёжных и умелых руках, я за них рад. Мне кажется, они победили взрослых составителей задач в части проявления фантазии и соответствия числовых данных реальной действительности.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал