Новости

Чего нам ждать от нового учебного года?

Увы. Поводов для радости не видно. Наши совместные грустные выводы и ожидания таковы.

— Влияние общества на ход реформ
Спрогнозировать новые решения Министерства после того, как под покровом ночи, без объявления войны начали реформировать РАН, довольно трудно, и созданные Министерством Совет по науке и Общественный Совет Минобрнауки не могут сыграть решающей роли ни в оценке прошедших реформ, ни в предотвращении сокрушительного влияния новых законопроектов. Как показала реформа РАН, с ними (как и ранее с Общественной Палатой) никто всерьез не советуется и даже не ставит в известность о предстоящих решениях Министерства. Вспомним, помимо проекта «реформирования» РАН, принятие Федеральных Целевых Программ, Закона об образовании, критерии и итоги мониторинга ВУЗов… Все эти решения, все эти документы ушли в жизнь без заключений Советов (ни положительных, ни отрицательных — вообще никаких!).
Вывод напрашивается: при таком порядке принятия решений совершенно очевидно, что в новом учебном году мы столкнемся с тем, что усугубятся все проблемы, которые ярко проявились в последние годы. И дай бог, что бы не прибавилось новых…
Пройдемся по всей линейке проблем.

— Дошкольное воспитание
Изъятие из новой редакции ограничения платы за детский сад в 20% от себестоимости и данное чиновникам право отказывать в приеме в детский сад по причине нехватки мест могут превратить в недоступную многим родителям роскошь и дошкольное образование, особенно в дотационных и депрессивных регионах. Со всеми вытекающими из этого последствиями для всей образовательной линейки. Зарплаты воспитателей и технического персонала яслей и детсадов также не вызывают к жизни очередь желающих устроиться на вакантные должности…

— Средняя школа
Прежде всего, надо упомянуть о подушевом финансировании, которое превратилось, по сути, в финансовую удавку, убивающую и хорошие школы с «штучным» подходом к детям, и сельские школы. Подушевое финансирование закреплено в новом Законе «Об образовании». А вот разрешение закрывать сельские школы без решения схода — новация крайне опасная. Не случайно, главный санитарный врач России Онищенко (видимо, кроме специалиста по импорту он у нас теперь и главный по теме образования) уже объявил, что в следующем учебном году будут закрыты более 700 школ. Для сравнения в прошлом — 500. Чувствуете динамику? И немалая часть из них — сельские.

Во многих регионах уже сказалось отсутствие в Законе прописанных специализированных школ с углубленным изучением предметов — той питательной среды, которая позволяла ребенку получить недалеко от дома образование повышенного уровня. И никакое профильное обучение во всех школах этого не заменит — хотя бы по причине отсутствия нужного количества высококвалифицированных учительских кадров, которые были сконцентрированы в специализированных школах. Ну не можем мы, при всем желании, потребовать (даже в Москве и Петербурге!), чтобы каждая школа была укомплектована математиками, физиками, словесниками на уровне 57 школы или Лицея «Вторая школа». Поэтому высокое качество профильного обучения — это не просто бред, это опасный миф.

Школа по-прежнему не имеет инструментов для полноценного обучения, ибо ГИА и обязательный ЕГЭ стимулируют натаскивание вместо систематического обучения. Что творилось с ЕГЭ в этом году, знает каждый, кто заглядывает в газеты или интернет. Коррупция сдвинулась из приемных комиссий ВУЗов в школы, органы управления образованием регионов, медицинские учреждения… Еще одного года продолжения коррупционного кошмара система образования может не выдержать.

Если раньше давший взятку родитель пристраивал свое чадо в региональный ВУЗ, то теперь последствия коррупционных связей расхлебывают и ведущие ВУЗы страны: многие из них получают студентов, которые не способны к обучению в них, в результате чего страна недополучает высококвалифицированных специалистов, места которых на первом курсе ведущего ВУЗа заняли дети взяткодателей.

Очень опасной новацией стало введение в закон пункта, позволяющего карать учителя за «недостоверные сведения», которые он может сообщить ученикам. На творческом характере профессии можно поставить крест (особенно в общественных науках). А на подходе единый учебник истории и не менее единая форма (уже и для учителей тоже). Шаг вправо, шаг влево — …

Вместо честного признания провальных результатов внедрения ЕГЭ мы тратим деньги налогоплательщиков на якобы совершенствование никуда не годного механизма, который и разрушает школу, и наполняет университеты непригодными для дальнейшего обучения мерзавцами, от профессиональных и человеческих качеств которых ничего хорошего ожидать не стоит.

Они уже показали нам и неуверенность в своем знании школьной программы, и наплевательское отношение к таким понятиям, как порядочность, честность… Они и дальше будут карабкаться вверх по головам тех, кто заслужил свое право и место честным трудом.

— Высшая школа
О качестве абитуриентов мы уже говорили, обсуждая ЕГЭ.
Массовая кампания по якобы повышению зарплат преподавателей ВУЗов (равно как и учителей) приводит к увольнениям, увеличению нагрузок и, как следствие, ухудшению качества преподавания. Да и на научную работу у преподавателя с аудиторными нагрузками под 1000 часов в год сил не остается. Откуда поступают в Министерство липовые сведения о достижении преподавательскими зарплатами планки средних по региону, остается только гадать… Да и возможные массовые сокращения бюджетных (читай, бесплатных) мест (рецепт записан в законе) приведут к дальнейшим сокращениям преподавателей.

Отдельно надо сказать о том, что в коррупцию втянуты уже и те области, где раньше было чисто и светло — олимпиады, которые десятилетиями были средством поиска и привлечения одаренных детей к систематическим занятиям. В результате ЕГЭ они также стали рассадником коррупции. На различных сайтах открыто предлагаются дипломы различных ВУЗовских олимпиад и даже оценки на Дополнительных Вступительных Испытаниях в МГУ, плата по таксе. И эта ниша, ранее доступная только одаренным школьникам, теперь открыта для денег, а не для талантов. Купленные дипломы отнимают и эту, последнюю альтернативу ЕГЭ. (Скриншоты подобных сайтов С.Рукшин приводил в своих интервью…). А уж приписки работниками Минобрнауки в списки победителей Финалов Всероссиских олимпиад нескольких десятков посторонних школьников (виновники министру известны, никто не наказан, дело Генпрокуратурой, несмотря на заявления граждан, не возбуждено!) окончательно излечили многих от веры в то, что эти люди сеют разумное и доброе. Но пожинать (кроме взяточников) будет вся страна. Очередные техногенные аварии, спутники, лежащие на дне мирового океана, ракеты, взрывающиеся над стартовыми позициями и многое другое.

Заметим, что повышение платы за общежитие и замораживание стипендии еще больше осложнит доступ к образованию для выходцев из небогатых семей. Ибо наши стипендии не позволяют на них и оплачивать общежитие, и покупать одежду, еду, книги, оплачивать транспорт и прочие атрибуты жизни в большом городе вдали от родительской семьи.

И, наконец, нищенские стипендии аспирантов не будут способствовать их занятиям наукой. Если в Америке на стипендию аспиранта может существовать (хотя и без роскоши) и он, и его молодая семья, то на нашу не проживет и сам аспирант. А, значит, мы и дальше будем экспортировать после университетов наших лучших выпускников на Запад, в Сингапур и т.д.

Картина получается мрачноватой, но, почему-то, с 2002 года наши мрачные ожидания сбываются гораздо чаще радужных перспектив, нарисованных реформаторами.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал