Новости

ЧАСТЬ ПРАВДЫ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В группе За возрождение образования опубликован ещё один важный текст А.В. Иванова

Не секрет, что после завершения перестройки власть использовала высшую школу как инструмент социальной нейтрализации молодёжи. Качество выпускаемых кадров никого не интересовало, всевозможные образовательные шараги росли как грибы, и по числу студентов на душу населения мы обошли почти все страны мира. Но после Крыма и экономических санкций пришло осознание того, что у нас избыток никому не нужных «юристов» и «экономистов», а квалифицированных рабочих не хватает. И правительство взяло курс на сокращение высшего образования. Причём был избран «инновационный» метод решения вопроса: выпускников 9-х классов стали массово не допускать в старшую школу. 

Статистика такова: пять лет назад в 10 класс поступало 70% девятиклассников, в 2015 году – 60%, в 2016 – 50%, в 2017 – чуть больше 40%. Совершенно ясно, что стихийно такие процессы не идут. Это результат «управления». Информацию о том, что «почти 60% девятиклассников не пошли в 10 класс, а решили продолжить обучение в системе СПО (среднего профессионального образования)», Васильева преподносила как достижение (см. https://ria.ru/abitura_rus/20170828/1501230051.html ).

При этом, по оценкам экспертов, лишь 41% выпускников 9 классов хотели бы продолжать обучение в колледжах и техникумах. А это значит, что почти 20% ребят в прошлом году были просто изгнаны из школы вопреки их желанию (и далеко не факт, что они оказались в системе СПО, а не в виртуальной среде интернета на шее у родителей). Информация о подобном беспределе поступала со всех концов страны, его технология хорошо известна. Родителям объясняют, что их ребёнок «не потянет» обучение в профильном классе, потому что не сдал на нужный балл соответствующий ОГЭ (хорошие школы стали теперь «профильными»). А если мамы и папы напоминают о своих «конституционных правах», им дают место в отстойном классе на самой далёкой окраине. Школьнику, отучившемуся 9 лет в соседнем дворе, предлагают ежедневно наматывать десятки километров на автобусе по разбитым дорогам. 

Ещё хуже положение на селе. Там нередко закрывают старшие классы, оставляя только «основное общее» образование. Чиновники утверждают, что современные ФГОСы налагают высокие требования на качество обучения в 10-11 классах, и в небольших школах эти стандарты выполнить невозможно. Простой аргумент: «качественного» среднего образования мы вам обеспечить не можем, поэтому у вас не будет никакого. В такой ситуации все, у кого есть возможность, отправляют своих шестнадцатилетних детей (скрепя сердце) в город, в колледжи и техникумы. Хорошо понимая, что отправляют насовсем, без возврата. А те, у кого такой возможности нет — мечтают об этом. Потому что в родном селе их детям учиться негде, они теряют впустую лучшие годы. А если в селе нет настоящего образования, то скоро не будет и села.

Как сказано выше, для сокращения высшего образования Минобр урезает среднее. В определённой логике им не откажешь. Основными претендентами на места в вузе всегда были выпускники средних школ, и чем меньше таких будет, тем легче решать проблему. 

Однако проводимая политика приводит к перераспределению огромной массы молодёжи, и министерству волей-неволей пришлось заглянуть в ту самую систему СПО, куда оно направляет ежегодно 60% девятиклассников. Краткая информация о «проведённом мониторинге состояния колледжей» опубликована здесь: https://news.mail.ru/politics/32550561/?frommail=1 . «Главная проблема, которая была выявлена, — серьезно устаревшая материальная база, сообщила замминистра образования Потехина.» 

Заметим, что для выявления этой проблемы «мониторинг» не требовался. Основная масса сохранившихся техникумов (переименованных в «колледжи») работает на материальной базе, созданной в СССР, а иной взяться было неоткуда, потому что средств на это государство не выделяло. И не собирается, кстати. Вот ещё одна цитата Потехиной:

«Поменять ее сейчас во всех 3,5 тыс. заведениях СПО не хватит никаких денег — это очень дорогостоящее мероприятие. И не всегда это имеет смысл: если мы сейчас полностью поменяем материальную базу, уже через пять лет многое устареет.»

Последний аргумент особо впечатляет. 
Но во всяком случае, в Минообре осознали, что подготовка современных рабочих куда более затратна, чем пребывание тех же учеников в школе или выпуск «дипломированных специалистов» в дистанционных «гуманитарных университетах». Но выводов из этого не сделали.

По оценкам экспертов, направляемый в систему СПО поток девятиклассников наши «колледжи» переварить не смогут (учить придётся в три смены). Материальная база этих учреждений непрерывно стареет. И хотя преподаватели техникумов максимально адаптировали её к требованиям сегодняшнего дня и часто выпускают весьма неплохих специалистов, перспективы здесь строго отрицательные. Эта сфера требует огромных государственных вложений, и крайне важно использовать их максимально эффективно.

Что же предлагает Минобр? Цитируем: «Минобрнауки готовит масштабную реформу техникумов и колледжей. В её основе — создание на базе колледжей региональных центров профессиональной мобильности. В этих заведениях будут обучать не только вчерашних девятиклассников, но и взрослых людей, которые столкнулись с невостребованностью на рынке труда.»

«Инновационное предложение», в духе времени. Выпускников школ в техникумах разместить негде, так давайте туда посадим ещё и взрослых на переподготовку. Что там, совсем идиоты? Нет. Тут логика, но только рыночная. Колледжам расширяют возможности оказывать «образовательные услуги» и «зарабатывать деньги». Самим. Чтобы на эти (мифические) деньги за СВОЙ СЧЁТ проводить модернизацию материальной базы. А не проведут — сами виноваты будут.

Сегодня среднего образования у нас фактически нет, оно ликвидировано системой ЕГЭ. Если ученик не связывает свою судьбу с вузовским дипломом и не собирается сдавать вступительные единые экзамены, то в старших классах ему делать, в общем-то, нечего. Однако беда в том, что в 9 классе многие ещё не в состоянии решить: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ СТУДЕНТОМ. Но Минобр вынуждает делать это со всеми вытекающими последствиями.

Не так давно у нас была хорошо отлаженная система образования. Она позволяла с одинаковым успехом уйти в систему СПО и после 9 класса, и после 11-го. ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ И СЕГОДНЯ. Заметим, что после 11 класса обучение проходит быстрее и стоит дешевле. Огульный перевод всех из школы в техникум после 9 класса экономически не оправдан, не говоря уже о том, что совершеннолетние ребята гораздо устойчивее и мобильнее шестнадцатилетних подростков. 

И здесь мы выходим на проблему, о которой писали многократно. Сегодня на выпуске из школы учащиеся сдают вступительные экзамены в вуз в виде ЕГЭ и ничего кроме, если исключить обязательные дебильные тесты в виде «базы» по математике и ЕГЭ по русскому на минимальный балл. Выпускной аттестации в школе фактически нет. Такая система автоматически превращает её в подготовительные курсы к сдаче ЕГЭ, где ученики интересуются только своими избранными дисциплинами. Школьников фактически загоняют в узкий образовательный коридор, который лишает их возможности выбора после получения аттестата. Сегодня в «индустриальный колледж» вынуждены поступать несостоявшиеся юристы. Неглупые, в общем-то, ребята, но они повергают в шок даже видавших виды преподавателей, потому что с пятого класса учились на «гуманитарном профиле» и по этой причине абсолютно не знают ни физики, ни математики.

Вступительные ЕГЭ следует законодательно вынести за рамки среднего образования и восстановить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ по всем основным дисциплинам. Словом, школу необходимо отделить от ЕГЭ. Тогда она сможет, наконец, начать трудный путь восстановления и стать той школой, которая не так давно давала гармоничное среднее образование. 

Образование, с которым не стыдно было идти в любой вуз, техникум, на производство и в армию.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал