Новости

Белгород — 2

Города, где я бывал… 

30.10.2018. Перый раз я ездил в Белгород в самом начале моего турне по городам России. 1.12.2016 года выступал перед учителями в Белгороде, а на следующий день — в Старом Осколе. Прошлое путешествие описано  здесь.

Сегодня начинается второй вояж. Приехал на Курский вокзал заранее, обошёл  все киоски на нижнем этаже  вокзала. Дождался посадки. И вот мы уже в пути. Отправились в 23:00. Едем в хорошем купейном вагоне. Впереди два рабочих дня. 

Первый раз у меня нет традиционной темы про арифметические способы решения задач. Этой темой я занялся в начале января 1985 года после первой встречи с академиком С. М. Никольским. Это было ровно полжизни назад. 

31.10.2018. Вот и  Белгород. Пешком иду до отеля «Белгород» на Соборной площади. Оттуда надо будет ехать в Белгородский институт развития образования. От прибытия в город до начала лекции 1 час 55 минут. 

От вокзала иду по проспекту Славы. Отель «Белгород» стоит на Соборной площади, собора на ней нет, но на месте театра был когда-то монастырь. Рядом с отелем здание, в котором размещаются Областная дума и губернатор. Должен признаться, что не сразу осознал, что именно здесь я останавливался в декабре 2016. Только когда зашёл внутрь отеля, я понял, что узнавание места, в котором ты был, это приятное занятие. Сразу вспомнилась диорама Курской битвы — прекрасный музей с выставкой военной техники того времени, расположенный недалеко за театром. Но предаваться воспоминаниям было некогда, так как меня уже ждало такси. Через 10 минут подъезжаем к зданию университета. И тут я был в прошлый раз. На первом этаже меня встретила Ольга Владимировна Вертелецкая. Мы поднялись на 8 этаж, где должна была пройти Всероссийская научно-практическая конференция «Тенденции развития математического образования». Не все докладчики прибыли для выступления, да и учителей было немного, но разговор был полезный и интересный. 

Я говорил о тенденциях в развитии математического образования в зеркале реформы школы, о том, что уже сделано и планируют сделать. О попытке Общественной палаты РФ осмыслить результаты реформы образования при проведении общественной экспертизы. На сайте ИРО будет доступна для скачивания папка «Участнику семинара (учителю)». На завтра я приготовил ещё и папку для учащихся — чуть больше половины папки для учителя, в основном, материалы для подготовки к ОГЭ-ЕГЭ и решения сложных задач.

Выступления учителей мне понравились все. Особенно запомнился рассказ учителей начальной школы о том, как они мучаются в эксперименте с отменой отметок в 1-4 классах. У учащихся полная потеря стимула к учению. Вся эта нежная забота о психике детей, которая «травмируется» при получении невысоких баллов, оборачивается потерей стимулов в учении, заменяется самооценкой — почти всегда завышенной, что естественно. 

А что в результате? Готовим ли мы детей к жизни, которая везде и во всём будет ставить им свои отметки, не обращая внимание на то, какие отметки они ставят сами себе. Буду признателен коллегам, если они пришлют мне свои наблюдения и соображения по поводу проводимого эксперимента. Это важно для меня ещё и потому, что 8 ноября в 12:00 я буду участвовать в дискуссии на радиостанции Маяк в прямом эфире. Программа называется «Физики и Лирики». Там будет обсуждаться известная инициатива об отмене пятибалльной системы оценивания в школе.

Очень надеюсь, что первая Всероссийская конференция, в зарождении которой мы приняли участие, будет развиваться, а её материалы будут доступны учителям. Надеюсь, что в следующий раз желающих выступить на конференции и послушать выступающих будет больше.

На конференции

После конференции погулял в центре города — опять с тем же приятным эффектом узнавания мест, где я гулял два года назад. Рядом с Соборной площадью Парк победы. Вечный огонь, списки погибших. Недалёко от этого места аллея героев с бюстами Героев Советского Союза и Героев России. На эти бюсты с высокого постамента смотрит бронзовый Г. К. Жуков — любимый маршал моего отца-фронтовика. На многих домах в центре города установлены памятные таблички с барельефами известных людей города, которые здесь жили — это Герои Советского Союза, Герои России, Герои социалистического труда и другие знатные люди. К истории в городе относятся с большим уважением.

Вот Белгородский драматический театр им. М. С. Щепкина, рядом часовня,  памятник М. С. Щепкину дальше сказочное здание Художественного музея.

Еще дальше Краеведческий музей, Музей «Диорама Огненная дуга», а рядом выставка военной техники.

Свидетели истории

Оружие Победы

Возвращаюсь к гостинице. Она встречает  меня грустной надписью: HOTEL.

Завтра я работаю в лицее № 32.  Посмотрим, как это будет. Вечером пришло электронное письмо с описанием проезда к радиостанции. Написал длинное письмо редактору программы по сути дискуссии и свои аргументы. «Заело» электронную почту — пропал Интернет. Ну и ладно, отправлю позже, не опоздает. Утро вечера мудренее. 

01.11.2018. Проснулся рано. Солнышко в окошке обещает хорошую погоду. Завтрак в гостинице. Неторопливые сборы. В 9.30 отъезжаю на такси в лицей № 32, а солнышко не сдержало обещание. Погода опять пасмурная, как вчера. Работали в актовом зале, проектор, микрофон — все условия есть. Собралось учителя из Белгорода и ближайших районов. Я говорил «вдоль» презентации учебников об особенностях УМК С. М. Никольского и других, особое внимание уделил построению учебников в 10-11 классах и вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации. На лекции присутствовали 60 учителей и несколько школьников. Основная часть школьников прибыла после перерыва, так как была запланирована лекция для учителей и учащихся по сложным темам подготовки к ЕГЭ. Работа прошла в обычном для меня порядке, все участники семинара получили сертификаты и смогут скачать папку для учителя или папку для ученика с сайта БелИРО. 

Лицей № 32. Фото на память с Данилой Морозовым

После семинара я совершил замечательную прогулку по Белгороду: по проспекту Б. Хмельницкого, потом по Белгородскому проспекту. Заглянул в городской парк культуры и отдыха им. В. И. Ленина — это просто памятник ушедшей эпохе. На территории парка поезд для катания детей, карусели, а у входа ждут желающих покататься на лошадке и двух пони. 

Недалеко от парка, рядом с Центральной ярмаркой, есть замечательный пункт питания «Пекарня Булошная». Здесь усталого путника ждали пироги да плюшки с кофе из кофемашины. Я напробовался и набрал образцов выпечки домой своим внукам. Рекомендую: треугольный конвертик с грибами, пицца кальцоне с мясом, кулебяка с капустой. Будете в этих местах — обязательно зайдите.

Дальше шагалось веселее. Погода наладилась, я не люблю приставать к прохожим с расспросами, поэтому прошёл поворот к Соборной площади и прошагал лишние два квартала в сторону железнодорожного вокзала. Потом вернулся. 

Приметы холодной зимы и исторические личности на улицах города: Государь всея Руси Фёдор Иоанович, Преподобный Сергей игумен Радонежский и всея Руси чудотворец.

После недолгого отдыха в гостинице собрался я в обратный путь. Решил идти другим путём — по Гражданскому проспекту. Как всегда заранее. Красота!

Прибыл я на вокзал, полчаса побродил по нему, объявили посадку. Нашёл свой вагон, устроился… и тут в затемнённое купе вошла молодая дама. Она почему-то внимательно всматривалась в меня, потом спросила: 

 — Вы же учитель математики?

 — Да, — ответил я. Теперь уже я вглядываюсь в даму, пытаясь понять, где же я её раньше видел?

 — А мы с Вами работали вместе в школе 2007.

 — Да, я там работал, а где Вы сейчас работаете?

 — В клинике. 

 — Как? Сменили профессию?  — Да нет, я работала в школе психологом, я мама Вашего ученика Сергея Крушинских.

Только теперь всё встало на свои места. Мы вспомнили общих знакомых — Татьяну Николаевну Харютину и других коллег, я расспросил о занятиях Сергея. На сообщение мамы о встрече он тут же отреагировал: помню, как Александр Владимирович прокачал меня математикой. Во всей этой истории меня поразили две вещи: 1) насколько же мала вероятность этой невероятной встречи; 2) как же молоды бывают мамы моих учеников, уже закончивших вуз! А, может быть, всё гораздо проще: я уже давно живу на этом свете. 

Дальше мы долго рассказывали друг другу всякие истории. К разговору подключился наш попутчик Николай, у которого были вопросы и к учителю математики, и к психологу. У молодого папы есть проблема: сын в 4,5 года выучился складывать числа до трёхзначного с трёхзначным… Мы обсудили различные подходы к вундеркинду, проблемы образования вообще, его реформирования, в частности. Уже за полночь, разглядывая под стук колёс неподвижное звёздное небо за окном, я думал, какая же мелочь наши проблемы перед этой звёздной вечностью.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2017 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал