Новости

Антиобщественные поправки

Россия, 2016 год. В Чеченской республике открылись десять государственных исламских университетов, преподавание в которых ведётся полностью на арабском языке. Финансирование новых вузов будет производиться, исходя из социально-экономических потребностей Чечни. В то же время в Москве на бюджетное отделение мехмата МГУ не смог поступить ни один гражданин России — по итогам вступительных испытаний, все места достались представителям Китая.

Похоже на бред сумасшедшего? Однако всё это станет реальностью, если будут приняты поправки Общественной палаты к закону «Об образовании в РФ». 13 ноября они уже прошли последние слушания и до конца недели будут внесены в профильный комитет Госдумы.

Новый законопроект, принятый в первом чтении месяц назад, очень трудно испортить — настолько он плох, особенно в обрамлении других законотворческих акций реформаторов из Минобрнауки. Коммерциализация средней школы, выхолащивание образовательных стандартов, платная магистратура, перевод кружков и секций на голодный муниципальный паёк, увеличение в 4 раза платы за детские сады, феодальная вертикаль власти и узаконенное бесправие преподавателя — казалось бы, куда дальше?

Уже от этого инертное российское общество пришло в ужас и начало шевелиться. Даже многие записные либералы отвлеклись от стерильной морально-политической критики на социальный аспект, особенно когда к «неэффективным» вузам Минобрнауки причислило РГГУ и другие заведения, казавшиеся неприкосновенными при любом режиме. Критика действий министерства получила доступ в федеральные СМИ, беспрецедентный с середины 90-х годов.

Только в Общественную палату поступили десятки тысяч предложений, из который более 11 тыс. относились к разряду формализованных поправок, а не критических криков души. То есть родители, учителя, руководители школ и вузов, региональные чиновники видели Общественную палату как организацию, которая может что-то изменить. Ведь возглавляет комиссию по образованию Ярослав Кузьминов, человек чрезвычайно влиятельный, ректор ВШЭ, один из главных идеологов реформы на протяжении уже полутора десятилетий. И логика надежды была такова: если поправка выдвинута ОП РФ (и освящена именем столь весомой персоны), скорее всего, она будет принята Думой.
Несколько недель экспертные комиссии ОП под мудрым руководством Ефима Рачевского (дошкольное и общее образование), Михаила Стриханова (профессиональное образование) и Исака Фрумина (Ассоциация ведущих вузов России) не смыкали очей, вылавливая в бульоне предложений снизу самые лакомые кусочки. И вот что получилось.

В документе, розданном на слушаниях, остались без внимания почти все проблемы, о которых писала пресса, говорили эксперты, выступали на митинге 10 ноября преподаватели, учёные и родители. От своей концепции школы как коммерческого учреждения, разработчики не отступают ни на шаг.
Единственное, пожалуй, полезное и хорошо проработанное предложение — запрет учителям заниматься репетиторством с детьми из школы, где они работают. Но оно-то и вызвало мягкий по форме, но однозначный отказ замминистра образования Игоря Реморенко. Оказывается, Минобрнауки бы с радостью, но злокозненный Минюст не видит возможности уместить эту поправку в российское законодательство.

Большинство остальных поправок вызывают искреннее изумление любого адекватного гражданина России. Например, предлагается разрешить реализацию основных программ профессионального образования полностью на иностранном языке (при этом на родных (нерусских) языках народов РФ можно получать только общее образование). Сомневаюсь, что даже ведущие вузы смогут сразу воспользоваться этим правом для качественного обучения на английском, но в некоторых национальных регионах такие возможности непременно найдутся очень быстро. Речь идёт о бесплатном государственном образовании.

Грандиозные перспективы регионов в этом плане открываются ещё и потому, что в поправках заложено право субъектов РФ открывать вузы самостоятельно, исходя из своих «социально-экономических потребностей». Решение будет принимать руководство регионов.
Эти поправки — прямой путь к дезинтеграции России, поскольку реализованы они будут в виде китайских вузов на Дальнем Востоке и в Сибири, исламских — в Поволжье и на Кавказе. И всё это, заметьте, за государственный, то есть наш счёт.

Разработчиков поправок манят огни международных рейтингов и мечта о первой сотне Шанхайского списка университетов. Но дорогу к этим вершинам они видят специфически. Поэтому предлагается ликвидировать квоты на обучение иностранных студентов за счёт российского бюджета. В стране слишком мало своих талантов, надо бросить клич за рубеж. Группа Кузьминова хочет дать ведущим вузам право принимать иностранцев на бесплатное обучение без ограничений, как в университетах из первой десятки международных рейтингов. По понятным причинам страны СНГ, а также такой ценитель российского образования, как КНР, с радостью примут такую новацию. Но российским школьникам правительство не оплатит поездку на дополнительные вступительные экзамены в Москву или Петербург, и многие, для кого такие расходы критичны, останутся дома, а их места займут иностранные граждане, которые и в России-то не останутся после окончания вуза. Зачем бесплатно обеспечивать квалифицированными кадрами экономики соседних стран? Это похоже либо на шизофрению, либо на вредительство.

Для большинства же российских вузов, которые, по своему несчастью, не попали в «ведущие», поправки ОП грозят новой катастрофой. Кузьминовцы активно лоббируют идею независимой государственной аттестации выпускников, не доверяя механизму, оставшемуся с советских времён. Эта мысль проводится сейчас во многих официальных СМИ. На деле это будет означать, во-первых, разработку содержания этих экзаменов в неких независимых центрах, т. е. создание новой огромной бюрократической структуры (на наши, опять-таки, деньги). Во-вторых, проверять выпускников будет независимая от вуза комиссия, в состав которой включаются: представители: исполнительной власти региона, учредителя вуза, «эксперты в области проведения государственной аттестации». Иначе говоря, горком, горсовет и немного комсомола. И в самом конце списка — научные и научно-педагогические работники ведущих вузов по профилю (будто им больше нечем заняться). В-третьих, материалы для такого стандартного экзамена без учёта специфики каждого вуза можно сделать только в виде тестов, то есть нас ждёт новый ЕГЭ, только в высшем образовании. По результатам экзамена вузы с плохими показателями планируется закрывать. Реализация этой инициативы приведёт лишь к одному — полному хаосу в системе высшего образования, за исключением «ведущих вузов», которые смогут проводить госаттестацию самостоятельно.

Критика законопроекта по существу и предложения «со стороны» принимались президиумом благородного собрания в штыки.

К примеру, в одном из выступлений прозвучало, что вместе с начальным профессиональным образованием из нового закона незаметно, но логично исчезло обязательство государства создавать заключённым условия для его получения. Возможность самообразования за рамками уровня средней школы тоже испарилась (всё это пока имеется в действующем законе, см. пункт 12 статьи 50). Лишить арестантов, особенно молодых и с большими сроками, всего этого значит отобрать у них надежду на непреступную социализацию после освобождения. Один из участников слушаний предложил вернуть гарантию условий для профессионального образования «сидельцев» в новый закон. Президиум этого голоса не услышал.

Пока в Европе создают все возможности для получения заключённым бесплатного профессионального образования, в том числе и высшего, у наших зеков отнимают последнее. Что ж, организованная преступность будет рада притоку новых перспективных кадров.

От слушаний в ОП эксперты ожидали одобрения законопроекта с мелкими замечаниями. Но по сути там был предложен новый, даже в сравнении с проектом, этап демонтажа системы образования. Какова цель разработчиков: показать, что может быть ещё хуже, чтобы граждане радовались принятию закона хотя бы без этих поправок — или действительно добиться их принятия Госдумой?
В любом случае, похоже, не дождавшись крупных социальных протестов этой осенью, российская высшая бюрократия решила сама катализировать революционный процесс. И в этом плане законопроект «Об образовании в РФ» в букете с новыми образовательными стандартами, враждебными поглощениями вузов, школ и детсадов, сухими пайками в школах и прочими мелочами имеет шансы на успех. Особенно с поправками Общественной палаты.

Источник:
http://freeuni.ru/?p=131

Автор: Елена Галкина, профессор кафедры истории МПГУ, член «Ассоциации преподавателей высшей школы».

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал