Новости

2030 год: система должна умереть ради детей

На сайте http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1615950/?print=Y размещена статья, которую мы не воспроизводим полностью. Цитируем некоторые куски и робко возражаем смелому оракулу, которого, судя по страничке http://peskov.moikrug.ru/ , целых 11 человек считают гениальным организатором и мотиватором, они же плюс ещё один человек считают, что Д.Песков видит будущее.

Информация к размышлению.

Дмитрий Песков окончил Воронежский государственный университет (1992–1998, исторические науки), далее учился:

University of Manchester, Манчестер (1998–1999, магистр),
МВШСЭН, Москва (1998–1999, магистр, политические науки),
Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Москва, МБА (2006-2007, ф-т Институт менеджмента и маркетинга).

Дмитрий Песков работал директором по информационным проектам, директором Инновационной программы МГИМО, руководителем Департамента информационной политики МГИМО (на страничке упоминается объем проекта: 900 000 000 рублей), …
Теперь он Директор направления «Молодые профессионалы» в Агентстве стратегических инициатив, о создании которого объявил В.В.Путин 6 мая 2011 года в Волгограде. На страничке http://www.radiorus.ru/issue.html?iid=348226 я нашёл его фразу, возможно вырванную из контекста:

«в России по-прежнему в основе лежит довольно хорошее образование. И это для страны большая проблема…»

Его специализация и профессиональные навыки: стратегическое управление, управление крупными проектами и портфелями проектов, создание образовательных систем, стратегическое планирование, управление инновациями, создание команд, управление знаниями, экспертиза и аудит информационных проектов, международные отношения, информационные технологии, политика в интернете.

Его профессиональные цели: создавать новое.

С таким специалистом не поспоришь, разве что очень робко … Мои возражения отмечены  инициалами А.Ш. Итак, начнём цитирование.

E-xecutive.ru Традиционная школа доживает последние годы, уверены организаторы форсайта «Образование 2030». Сегодняшняя школа ― это «камера хранения детей». Причем «цифровые» ученики по многим вопросам компетентнее своих «аналоговых» учителей. Не спасают традиционную школу даже миллиарды рублей, которые государство сегодня тратит на «создание информационной среды в школах» (или делает вид, что создает). Ноутбуки от Apple, закупаемые для первоклассников, проблему не решают. Система должна догнить и отмереть, а на ее месте возникнуть новая ― цифровая, верит Дмитрий Песков, один из организаторов форсайта.

А.Ш. Переведём дух, дорогие читатели. Попробую робко возразить нашему «цифровому» гуру. Я хоть и старый «аналоговый» учитель, но не припомню, чтобы с новым технологическим укладом так резко догнивала старая школа и из этого разложения возникала школа новая. Так не случилось после революции паровых машин, так не случилось после создания конвейерного производства, ни после перехода от ламп к транзисторам и микросхемам. Обновление и медленное реформирование школы — были, но догнивания и умирания — никогда. Почему так должно произойти с революционным (не спорю) развитием информационных технологий? Ну а шедевр про «цифровых» учеников и «аналоговых» учителей» лично мне много говорит о его авторе.

E-xecutive.ru Что это ― «цифровая школа»? В начале 2012 года американское «Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам» (DARPA) запустило программу «Доминирование в образовании». Как сообщается на сайте Агентства, солдаты будут быстро и качественно осваивать физические и умственные навыки с помощью «цифровых наставников». Причем будут изучать не просто информацию, а принципы, на которых эта информация строится, поэтому овладеют знаниями на уровне опытных специалистов. Только сделают это в разы быстрее тех, кто учится по традиционным программам.

А.Ш. Да, возможно, «цифровые наставники» натренируют солдат лучше обычных наставников, так как каждый из них работает не с группой солдат, а с отдельным солдатом, реагируя на его реакции. Это обучение на уровне рефлексов, которые в критической ситуации более подготовленному бойцу может спасти жизнь.

E-xecutive.ru Американцы, по словам Пескова, готовы вкладывать деньги в три ключевых образовательных тренда…

Первое ― комплексные симуляторы деятельности. Американцы устроили соревнование между пилотами истребителей с семимесячным курсом на симуляторах и курсантами регулярной трехгодичной подготовки. Победили «желторотые» симуляторщики… Песков с коллегами тоже говорят о «виртуальных тренажерах опасных ситуаций» и прогнозируют, что ближе к 2020 году учебные системы на основе дополненной реальности станут привычным делом.

Второе ― компьютерные игры. Песков отмечает любопытную формулировку американцев: «компьютерные игры как единственный вид человеческой деятельности, способный поддерживать уровень внимания по мере усложнения ситуации в течение многих часов».

Третье ― массовый анализ паттернов обучения. Пескову это направление кажется самым интересным. О чем речь?

― На большинстве сайтов установлены счетчики, например, Google Analytics, которые фиксируют ваши действия, а потом выдают массовую статистику владельцу сайта, ― объясняет он. ― Действия в играх можно подсчитывать точно так же. Вы играете, а какой-нибудь Game Analytics подсчитывает, например, сколько монстров вы убиваете за минуту, как быстро перемещаете мышку, как быстро принимаете управленческие решения, как быстро считываете текст.

Дальше эти паттерны можно собрать, проанализировать и на их основе создать персональную карту способностей ребенка. Другими словами, как только ваш годовалый ребенок впервые берет в руки iPad и запускает игру, вы уже начинаете накапливать статистику о его способностях.

А.Ш. Вот оно спасение российской школы: изучайте реакции играющих детей, выбирайте более «способных», а далее работайте с ними, а остальное — это быдлкласс (термин реформатора Асмолова). Интересно, знают ли об этом направлении работы создатели Концепции работы с одарёнными детьми? Если быстрота реакции солдата или пилота жизненно важна, то почему по этому критерию надо отбирать способных детей, способных к чему? Быстро, на уровне рефлекса, исполнять указания «цифровых гуру»?

E-xecutive.ru Чтобы случилась технологическая революция, нужны люди, которые будут готовы к изменениям. Нужны те, кто умеет жить и работать в среде «возрастающей неопределенности». Нынешние конвейерные формы образования к «неопределенности» не готовят, уверен Песков.

― Эпоха дисциплин заканчивается, ― говорит он. ― Людям нужны компетенции, и бессмысленно получать их через дисциплины. Вы должны уметь решать довольно широкий, но проверяемый круг задач. А по какой траектории дойти до решения задачи, каждый выбирает сам.

А.Ш. Попробуем возразить. Что есть «неопределенность», к которой не готовят нынешние «конвейерные формы образования», я не знаю. Но удивительным образом на всех предыдущих этапах развития человечества, при каждом переходе на новый технологический уровень, находилось достаточное число подготовленных людей, способных работать в меняющихся условиях. Причем этих людей не готовили специально к работе в условиях мифической «неопределенности», новый уклад спокойно вырастал из старого, используя человеческие ресурсы, подготовленные ещё во время предыдущего уклада. Нет, крики «Уничтожим гимназии и создадим новую школу!» были, но они были связаны не с укладами производства, а с классовой борьбой. В 20-30 годы прошлого века новая российская школа достаточно помучилась с революционными гуру и их теориями. А когда возник вопрос обеспечения индустриализации и обороноспособности государства, то Сталин плюнул на крикунов и велел возродить гимназическое образование царского времени, стыдливо умалчивая свое обращение к наследию ненавистного царизма. И это его решение надо поставить ему в заслугу. Этим страна была спасена от фашистского порабощения.

Теперь об эпохе дисциплин. Если стране ещё необходимы собственные творцы: двигатели науки, инженеры, изобретатели, ученые, то г. Песков глубоко неправ. Играми, тренажерами, «цифровыми наставниками» их создать невозможно. Очевидно, что мир не сможет выжить, если система образования не будет выращивать творцов. Значит, где-то в мире их всё-таки будут выращивать, а российская система образования, умевшая их растить лучше, чем в других странах, почему-то должна догнить. Почему г. Песков берёт на себя смелость говорить о необходимости угробления некогда продуктивно работавшей системы и замены её на систему подготовки биороботов? Эту задачу ему поставили здесь, в России? Словоблудие про компетенции не хочется и комментировать. Господин «цифровой» директор, объясните, что вы под ними понимаете? Набор функций, исполнение которых до автоматизма доводится «цифровым наставником»? Или всё-таки согласитесь оставить немного систематических знаний и связанных с ними умений?

E-xecutive.ru Альтернативу конвейеру Песков видит в игровых формах. В игре человек ощущает себя более свободным и счастливым, чем в дисциплине. Школы будущего будут собирать «портфель профильных компетенций», а родители выбирать, по какой траектории развивать и специализировать своего ребенка…

А.Ш. Вот когда, наконец, наступит полное счастье и свобода личности? Эксперимент со счастливой мышкой уже проводили. Ей вживили электрод в область мозга, отвечающую за удовольствия. Нажимали кнопочку и мышке было хорошо. Потом кнопочку разместили внутри клетки. Мышка быстро её нашла и была счастлива … пока не умерла с голоду, так как практически не слезала с кнопки, даже для того, чтобы поесть. Уже сейчас есть трагические примеры игромании, меняющей личность ребенка, превращающей его в раба игры, толкающей сына на убийство родной матери, запретившей ему за плохую учебу подходить к компьютеру. О такой опасности подумать не успели, настаивая на всеобщем применении игровых методов?

E-xecutive.ru Может ли школьник самостоятельно выбрать, какие компетенции ему нужны? Вряд ли. Песков говорит, что первый набор компетенций выбирает семья, а потом вступают другие заказчики образования: сам человек, профессиональные сообщества, бизнес и государство (подробнее 2030 год: шесть трендов, пять заказчиков и шесть угроз ближайшего будущего).

Например, после нескольких лет учебы ребенок выигрывает математическую олимпиаду. К нему или к его семье обращается представитель бизнеса: «Мы готовы заказать вашему ребенку индивидуальную образовательную траекторию и оплатить это образование с тем, чтобы у нас был приоритет в последующем его найме на рынке труда». Точно таким же заказчиком может выступать государство: «Нам нужны врачи, военные, ученые».

Решает ли новое образование проблему, когда родители выбирают для ребенка профессию врача, а в итоге он становится художником? Отчасти эта задача будет решаться с помощью тестирования двух принципиально разных типов, считает Песков. Первое ― генетическое тестирование на предрасположенность. Не только к болезням, но и к профессиям. Вопрос неоднозначный с точки зрения этики, но при стоимости в несколько сотен рублей такими тестами станут пользоваться повсеместно, уверен Песков. Второе ― виртуальное тестирование. У родителей будет аналитический профиль всех основных способностей ребенка. Этот профиль будет формироваться автоматически в играх, о чем говорилось чуть выше.

Одновременно с этим обычным делом станут конкурсы на открытые инновации (озвучивается задача, назначается вознаграждение, участвует любой желающий). Зачатки этой системы уже сегодня можно видеть в шоу-бизнесе, говорит Песков. Множество конкурсов в формате «Америка ищет таланты» позволяют абсолютно любому человеку проявить свои способности.

― Представьте, что на таком конкурсе люди не только поют песни, но и решают инженерные задачи, ― продолжает Песков. ― Это тоже можно сделать красиво. И таких форм сегодня все больше. В правильно настроенной экономике талантливый человек приносит гораздо больше пользы, чем десятки менее талантливых. Поэтому глобальная борьба за таланты будет нарастать, а конкурсы ― лучший способ эти таланты вытаскивать на поверхность.

А.Ш. Красиво излагает господин «цифровой директор». Но не доводит дело до логического конца. А почему бы ещё до зачатия ребёнка силами генной инженерии не формировать способности будущих ученых, врачей и конструкторов строго по заказу государства и/или других работодателей. Научились же модифицировать клубнику до такой степени, что она неделями не портится на прилавке. Разве нельзя модифицировать свойства человеко-роботов… А может быть, надо без всех этих богомерзких идей попробовать правильно устроить власть, государство и экономику. Может быть, после этого не потребуется специальная селекционная работа с человеческим материалом? А то вырастите кучу талантов, а они не будут нужны России-матушке, как сейчас не нужны эти шибко образованные и неманипулируемые граждане. Или получен заказ на выращивание манипулируемого поколения? Так что про высшее образование пока спорить не будем.

Переведём дух и подумаем. Странное дело, но обсуждаемая здесь статья по времени публикации и по идеям пересекается с президентской Концепцией поиска талантов, которая будет подписана завтра. И то, и другое способно разрушить образование России до основания, а вот восстановить однажды утраченную систему образования могут не позволить внешние управляющие. Об этом я уже писал ранее.

Пока что теория Д.Пескова хорошо согласуется с задачей окончательного реформирования российского образования, с которой уже много лет не может справиться гуру из ВШЭ Я.Кузьминов. Никак не гниёт и не отмирает. Возможно, именно эту теорию имеет в виду, но не формулирует явно, наш горе-реформатор, когда продвигает Концепцию поиска талантов на президентском уровне. Он человек осторожный. В 2004 году послал вместо себя А.Пинского объявлять о начале институциональной реформы образования. Реформа умерла, не родившись, и её автор не пострадал. Она, конечно, проводится тихой сапой (образовательные услуги, полуплатное образование и пр.). Теперь настал черёд Д.Пескова объявить о необходимости добить ненавистную социалистическую систему образования?

Как бы не довести дело до такого вот сказочного конца: Ярослав бил, бил, не разбил, а Дмитрий пробежал … система упала и разбилась.

Дополнения.

А здесь вы можете послушать нашего героя:
https://www.youtube.com/watch?v=D93jJwwVVGs

В части первой он объясняет своё понимание компетенций.

Удивительно, но факт. Предположения о связи идей Д.Пескова с Концепцией поиска талантов косвенно подтвердились через пару часов после написания приведённого выше текста. Наш герой «всплыл» в сообщении о неправильном ходе реформы образования, которую проводит министр Фурсенко (разве можно написать, что её проводит Я.Кузьминов? Номенклатуру управляющей элиты топить нельзя!). Там, правда, ничего не сказано про школы, но уже есть много нового и интересного про университеты. Скоро узнаем и про новую школу «по Пескову».

См. http://www.izvestia.ru/news/520218

И ещё одна удача! На страничке http://www.radiorus.ru/issue.html?iid=348226 «один в один» повторяется тезис Концепции:

«Важнейшей для себя задачей гость в студии [Д.Песков. — А.Ш.] считает научить государство инвестировать не в организации, а в людей. И в АСИ [Агенство стратегических инициатив. — А.Ш.] придумывают такие механизмы, которые бы позволяли это делать».

Теперь у меня нет никаких сомнений. Концепция, написанная под руководством Я.Кузьминова реализует идеи Агенства стратегических инициатив (АСИ) о новой виртуальной школе. Или наоборот: АСИ поручено разработать механизм реализации идей Я.Кузьминова о разрушении старой многозатратной школы с её зданиями, учителями, учебниками и пр. При чем здесь тогда Колмогоровский проект, если у страны, по мнению гуру Д.Пескова, проблемы от хорошего образования? Оно не нужно больше (об этом давно говорил А.Пинский), нужно нечто другое, черты которого пока лишь смутно угадываются. Послушайте как о новой школе рассказывает наш герой (ссылка выше): ни школьных зданий, ни учителей, ни учебников, ни дневников, ни тетрадей и пр. … Какая колоссальная экономия! А учить будут без отметок «цифровые наставники», давая задания и переводя ученика на следующий уровень… Нет, я плохо пересказываю, вы послушайте… Не пожалеете. По сути это система подготовки безропотных и бесправных исполнителей без дипломов, зависящих от «цифровых» манипуляторов, которые будут сводить обученного работника с работодателем (а могут не свести). Таким способом, кроме прочего, пытаются решить и проблему «утечки мозгов». Приехали. Идеи фантастов начинают воплощаться. Мы это допустим?

А.В.Шевкин.
Последняя правка текста: 01 ч 50 мин 30 марта.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал