Новости

Снижение качества обучения в Забайкалье связали с дистантом

Из цитируемого источника

Не часто нас балуют сообщениями о снижении уровня образования и тем более перечислением возможных причин этого снижения. Это информация из Читы, где я бывал с лекциями для учителей математики три раза в 2017-1019 годах. С удовольствием вспоминаю те поездки и общение с неравнодушными к своей профессии и любознательными учителями. Читаем новость из Читы.

«Мы просели!» Около 500 девятиклассников в Забайкалье не получили аттестаты в 2022 г. — в 2019-м было меньше 100

Девятиклассники в школах Забайкалья в 2022 году сильно ухудшили результат сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА), из-за чего 464 подростка не смогли получить аттестаты. Об этом 7 февраля сообщила исполняющая обязанности министра образования Забайкальского края Татьяна Клименко на годовом отчете ведомства за 2022 год.

Из отчёта следует, что ежегодно ГИА по итогам окончания девяти классов в Забайкалье в среднем сдают около 13 тысяч детей. И если в 2019 году аттестат не смогли получить 86 подростков, а в 2020 году таких было 61, то в 2021 году уже 326 детей не получили аттестаты, а в 2022 году — 464. Уточняется, что самый высокий процент не получивших аттестаты по итогам ГИА в 2022 году в крае зарегистрирован в образовательных организациях Улетовского района (10,3 %), а также Нерчинско-Заводского района (17,9 %)…

— Мы знаем, что приводит к ухудшению. Приводит к ухудшению качество работы учителей. Также 5–9-е классы проседают, потому что это у нас подростки, уменьшается мотивация к обучению, снижается интерес к учебе. Школам надо включать механизмы заинтересованности, привлекать детей в кванториумы и так далее, а мы и в этом вопросе просели, — ответила Татьяна Клименко, добавив, что на снижении показателей также сказалась пандемия коронавируса, когда школьники немало времени провели на дистанционном обучении.

Источник. https://www.chita.ru/text/education/2023/02/07/72037655/

Итак, виновато качество работы учителей. Если с этим согласиться, то надо спросить, а почему ухудшилось качество работы учителей? Кто создал учителям невыносимые условия работы, причём очень давно и постепенно ухудшал эти условия.

Кто обязал учителей накануне 100-летия со дня рождения В. И. Ленина переводить неуспевающих из класса в класс. Привожу цитату из социалистических обязательств работников школ Москворецкого района Москвы, надеюсь, не надо объяснять, что это не местная инициатива, а отражение политики партии и правительства в образовании. Не повлияло ли на качество подготовки учителей «слияние», растворение в университетах педагогических институтов. Подготовка учителей для школы перестала быть главной задачей учебных заведений, да и фундаментальную подготовку будущих учителей ослабили, а повышение квалификации учителей ликвидировали, заменив его сбором сертификатов за якобы прослушанные лекции.

«Путём коренного улучшения качества преподавания основ наук и широкого использования «условных переводов» добиться к концу 1969-1970 учебного года ликвидации, в основном, второгодничества в школах района.
Развитие «условных переводов» осуществить по следующим этапам:
в 1968-1969 учебном году — 30 % из числа неуспевающих учащихся;
в 1969-1970 учебном году — 50 % из числа неуспевающих учащихся;
В 1970-1971 учебном году — 70 % из числа неуспевающих учащихся».

С тех пор учителям то и дело заявляют: «Эту двойку вы поставили не ученику, а себе. Не сумели заинтересовать своим предметом». С ученика сняли обязанность терпеливо и регулярно учиться, у него остались теперь только права. Помню 2006/2007 учебный год в школе 679 того же района, называвшегося тогда уже Советским. Я говорю ученику 7 класса:

— Не справился ты с контрольной работой, давай разберём твои ошибки и перепишешь другой вариант.
А он мне отвечает:
— Не буду я ничего переписывать, «тройку» и так поставите.

Я решил уйти из школы, которой отдал 30 лет жизни. Невозможно было работать в качестве пастуха нерадивых учеников. Я перешёл работать в физматшколу № 2007, где прошли самые продуктивные мои 10 лет учительской работы.

Ситуация, когда у учителя только обязанности, но нет прав, а у ученика только права, но нет обязанностей, невыносима. Сильные учителя уходят из профессии, а из Читы едут работать в соседний Китай. Приведу для сравнения сведения об оплате труда в Китае и в России.

Давайте «сверим часы» с Китаем по данным на 2022 год. По подсчетам Росстата, в 2022 году средняя зарплата учителей в России составляла 47 490 руб. Минимальная зарплата в России с 1 ян­ва­ря 2022 года со­став­ля­ет 13 890 руб., а средняя зарплата в России приблизилась к 70 тыс. рублей.

В Китае зарплата учителя в 3 раза больше средней по стране, а в России зарплата учителя почти в 1,5 раза меньше средней по стране.

В Китае зарплата учителя в 25 раз больше минимальной по стране, а в России зарплата учителя только в 5 раз больше минимальной по стране.

Подробнее: https://dzen.ru/media/shevkin/ot-kogo-zavisit-buduscee-rossii-mnenie-prezidenta-rossii-i-grustnaia-statistika-63d10b1000b242106a0659b3

Я уж не говорю о завале учителя отчётами и другой работой, отвлекающей от подготовки к урокам и качественному их проведению.

Школу превратили в пункт подготовки к ЕГЭ, ослабили фундаментальную составляющую обучения по всем предметам. Дети учат только то, что сдают на экзамене, в результате теряют возможности собственного развития силами всех школьных предметов и хуже усваивают свои «обязательные» предметы.

Что-то не верится мне, что учителя Забайкалья стали хуже работать именно в 2020-2022 годах, когда разгулялось дистанционное обучение. Что это такое, мне известно по примеру уроков в школе моей внучки. На экране планшета несколько работающих окошек, где видны учащиеся. Остальные подключились и отключили видео и не отвечают на вопросы учителя. И не известно, слушают они, сидят в сетях или продолжают спать.

Включать механизмы заинтересованности должно государство. Ученик должен знать, что стране нужны его знания, а не баллы на ГИА. И это совсем не кванториумы, это не стимул для слабых. На мой взгляд, главная причина «проседания» результатов обучения математике в Забайкалье — дистанционное обучение. Понимаю, почему чиновница поставила эту причину на последнее место — в доме повешенного не принято говорить о верёвке. А о дистанте говорить надо, так как некоторые «горячие головы» всё обучение хотят перевести в ЦОС — цифровую образовательную систему, которая при массовой использовании даст те же результаты, если не хуже, чем дистанционное обучение. Начальнице было бы неплохо подумать об этом.

Прямо скажу, анализ ситуации, который привела министр образования Забайкалья, меня расстроил. Это чисто чиновничий анализ, а не профессиональный. Она ни слова не сказала в поддержку своих учителей, показала им: не на кого надеяться в руководстве образованием, пора уходить, если есть куда.

Это отчёт о третьей поездке в Читу.
Чита — 3 — Шевкин.Ru — сайт учителя математики (shevkin.ru)

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал