Новости

110 лет со дня рождения Сергея Михайловича Никольского

30 апреля исполнилось 110 лет года со дня рождения замечательного российского математика и педагога академика Сергея Михайловича Никольского (30.05.1905 – 09.11.2012).

Работы Сергея Михайловича Никольского по функциональному анализу, теории приближений функций и теории дифференцируемых функций многих переменных оказали и оказывают большое (а во многих областях — и решающее) влияние на развитие всей современной математики. Сергей Михайлович являлся признанным главой созданной им школы по теории функций и ее приложениям.

Сергею Михайловичу повезло: его мама была учительницей, отец хорошо образованным лесничим. Родители с детства привили ему интерес к математике и к учению. Свой путь в большую математику Сергей Михайлович описал в нескольких книжках мемуаров.

По путевке Губполитпросвета он поступил Екатеринославский институт народного образования, ставший позднее Днепропетровским университетом. Сергей Михайлович преподавал на рабфаке, в фабрично-заводском училище, Днепропетровском университете, учился в аспирантуре на механико-математическом факультете МГУ (прикомандированный аспирант от Днепропетровского университета, научный руководитель академик А.Н.Колмогоров, 1934-35), защитил кандидатскую диссертацию на механико-математическом факультете МГУ (1935), докторскую диссертацию — в Математическом институте им. В.А.Стеклова РАН СССР (1942).

С.М. Никольский долгое время был членом Ученого совета мехмата МГУ и председателем ГЭКа на механико-математическом факультете МГУ. Он первым прочитал лекцию по математике на новом физико-техническом факультете МГУ, преобразованном позднее в знаменитый Физтех, читал лекции на Физтехе с 1947 года целых 50 лет! Его запомнили выпускники Физтеха по лекциям, по экзаменам. Рассказывают, что по первым трём предложениям, произнесённым студентом на экзамене, он безошибочно определял учебник, по которому студент готовился к экзамену. Опыт преподавания математики в различных аудиториях (от Фармацевтического института до Физтеха) переплавился в непревзойденный учебник по математическому анализу для втузов (эта его работа была отмечена государственной премией).

Много и плодотворно работая со студентами, Сергей Михайлович хорошо изучил пробелы студентов в школьной математике, попробовал восполнить их небольшой книжкой «Элементы математического анализа» (1981). Потом со своим учеником профессором мехмата МГУ М.К. Потаповым Сергей Михайлович написал пособие для самообразования «Алгебра», которое с участием Н.Н. Решетникова было переработано в пробные учебники для 6-8 классов (в старой нумерации).

Эксперимент, проведенный по учебникам в Днепропетровской области и в Кривом Роге показал, что база для учебника алгебры была слабой. Потребовалось написать и учебник арифметики. Пособие для самообразования «Арифметика» (1988) — проект будущего учебника для 5-6 классов — разошлось тиражом 400 тыс. экземпляров.

С 1999 года Издательство «Просвещение» выпускает учебники «Математика» (5-6), «Алгебра» (7-9), «Алгебра и начала математического анализа» (10-11)» его авторского коллектива (С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин). Эти учебники входят в серию «МГУ–школе», они рекомендованы Министерством образования и науки РФ в качестве учебников для общеобразовательных учреждений, а учебники для 10-11 классов утверждены как двухуровневые (для базового и профильного уровней).

Сергей Михайлович целеустремленно работал над совершенствованием математического образования в российской школе, по поручению АН СССР он рецензировал школьные программы по математике и добился их совершенствования. Например, по его предложению в программу по математике для девятилетней школы внесен вопрос о задании действительных чисел бесконечными непериодическими дробями, который до того изучался только в выпускных классах. Иррациональные числа , и т. п. в среднем звене использовали, но ничего не говорили об их записи в виде бесконечных непериодических дробей.

Академик Никольский считал, что математика в школьных учебниках должна излагаться последовательно, логично, без ненужных концентров и повторов — ясно и полно. Другое дело, что в зависимости от целей школы или отдельного ученика учебник можно использовать с разной степенью погружения в подробности и обоснования. Эта идея послужила основой для создания многоуровневых учебников по математике для школы. Теперь эту идею поддерживают и некоторые авторы других школьных учебников.

Сергей Михайлович ратовал за настоящее математическое образование, за сохранение российских традиций, давших миру так много замечательных ученых и инженеров. Он настороженно относился к необдуманному реформированию образования, открыто высказывал свои опасения на различных конференциях и конгрессах, в том числе международных, в печати. Он был не против реформирования образования, но не принимал реформ без ясно поставленной цели, без учета отдаленных последствий принимаемых мер. Например, Сергей Михайлович вовсе не был против построения профильной школы или создания профильных классов. Он писал: «с существованием таких классов можно согласиться при условии, что любая одиннадцатилетняя школа будет иметь еще хотя бы один класс с 6-ти часовым недельным обучением математике. Можно не возражать против базовых классов и профилей с тремя часами на математику, но нельзя допустить, чтобы даже в одной школе нарушалось конституционное право учащихся на полноценное среднее математическое образование».

Надо отметить, что эта простая идея построения новой школы без разрушения «старой» является продуктивной и поддерживается учителями, но никак не воспринимается «реформаторами», которые, похоже, и сами не знают, чего хотят от затеянной «реформы», кроме недальновидной экономии на будущем страны и внедрения вредоносных идей рынка в образование.

Учителя математики помнят Сергея Михайловича Никольского по его книгам и учебникам, по статьям, по его многочисленным встречам с учителями и школьниками.
Выдающийся Математик и Педагог дал нам пример рыцарского служения науке и образованию России, он был борцом за сохранение лучших традиций отечественного образования, сторонником сохранения и приумножения достижений отечественной математической школы. Его удивительная работоспособность, требовательность к себе и другим, мудрость, сердечность и неподражаемый юмор помогали нам с надеждой смотреть на перспективы математического образования в стране и продолжать сеять разумное, доброе, вечное… вопреки обстоятельствам!

Память о выдающемся Ученом, Педагоге и Человеке даёт силы надеяться, что мы сумеем достаточно быстро восстановить математическое образование в России, но для этого Министерство образования и науки должно от разрушения образования и науки перейти к их возрождению.

И.И.Мельников, М.К.Потапов (МГУ им. М.В.Ломоносова),
А.В.Шевкин (ФМШ № 2007, г. Москва)

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал