О сайте

Слово ректора в защиту учителя и педагогического образования


Богданов Сергей Игоревич

Уважаемые друзья, я получил ценный подарок от Рукшина С. Е. — Народного учителя России, профессора РГПУ им. А.И. Герцена. Сергей Евгеньевич сопроводил его словами «Сегодня я горжусь нашим ректором!»

СЛОВО РЕКТОРА

Дорогие коллеги!

Отвечая на вопрос, что представляет наибольшую угрозу нашему сегодняшнему коллективному существованию, в первую очередь вспоминаешь о вечных «семи смертных грехах». Однако для на­шей российской современности особую опасность представляет непрофессионализм, активное невежество, не стесняющееся публично заявлять себя, вмешиваться в судьбы важнейших для нашего общества практик. Особенно страшные последствия это может иметь для нашей системы образования.

Приведу совсем свежие цитаты из выступления на Петербургском экономическом форуме «специалиста» в области образова­ния, проректора РАНХиГС Ивана Владимировича Федотова: «Хочу сказать, что насколько у нас прекрасные, желающие изменяться школьники, ровно настолько же отвратительные учителя, которые загнаны в чудовищные рамки. Они не способны в принципе к какой-либо транс­формации. И, если вы помните школы, куда ходят ваши дети, вы понима­ете, что есть там один, два, три, пять звездных учителей, к которым все хотят попасть, а остальныеэто серая масса закомплексованных неудач­ников, которые не в состоянии в принципе развиваться. И чему они могут научить наших детей?

Я не понимаю, зачем нужны педагогические вузы как таковые. Педагогические вузы никогда не будут ни топ-20, ни топ-40 в рейтинге ву­зов. Мне кажется, что этот атавизм в принципе не нужен, равно как и педа­гогические профессии. Человек должен обладать профессией, онисто­рик, математик, физик, владеет иностранным языком. После этого он идет в магистратуру и изучает технологии, методики преподавания, современной работы с командами, психологию, работу с детьми. И тогда он уже осоз­нанно идет в школу и готов тратить свое время на то, чтобы вместе с ними создавать тех самых замечательных людей, которые в нашей стране будут способны заниматься трансформацией и работать в цифровом мире».

Честно говоря, стыдно цитировать. Но надо — такие менеджеры в наше время вполне могут оказаться в роли организаторов россий­ского образования. Что касается Ивана Владимировича, то он уже успел побывать руководителем инновационного образовательного проекта в рамках Приоритетного национального образовательного проекта «Образование».

Что знает этот «лихой» проректор о необходимой подготовке специалистов в области инклюзивного образования, в области психолого-педагогического сопровождения школьников? Что известно Ивану Владимировичу о проблематике изучения современного детства и необходимых для этого профессиональных компетенциях? Представляет ли коллега-экономист (надеюсь, квалифицированный экономист!), насколько важны сейчас вопросы, связанные с билингвальным и поликультурным образованием в различных регионах России, и какая подготовка требуется для учителя, которому придется работать в этих условиях? Что знает коллега о структуре образовательных программ по направлению «Образование и педагогические науки», которые реализуются сейчас в 254 вузах, из которых только 38 имеют в своем названии слово «педагогический»? Слышал ли инноватор о существовании Института детства, Института дефектологии и реабилитации, Института народов Севера в структуре классического педагогического университета? А ведь они существуют уже более 100 лет, и сейчас подготовка специалистов в этих сферах как никогда актуальна! Что знает современный менеджер о традициях школы Л. С. Выготского, которая основана в классическом педагогическом университете, и о развитии этих традиций в настоящее время? Изучал ли проректор международный опыт подготовки педагогических кадров, например, опыт Лестерского университета, входящего в десятку лучших вузов Великобритании? Кстати, о рейтингах: по итогам рейтингов университетов Times Higher Education University impact Rankings-2019 РГПУ им. А. И. Герцена занял 55-е место среди лучших высших учебных заведений мира по снижению уровня неравенства, став единственным педагогическим вузом, вошедшим в данный топ-лист.

Судя по «залихватским» суждениям Ивана Владимировича и (простите за оценку!) примитивным рекомендациям по подготовке школьного учителя, серьезно этими вопросами коллега не занимался.

А теперь о главном — о вкладе в наше коллективное существование. Не будем судить о том, что хорошего внесли в нашу жизнь специалисты в области народного хозяйства и государственные управленцы, подготовленные с участием проректора… А вот о вкладе классического педагогического университета в сегодняшний день и в будущее России говорят следующие цифры: согласно статистике Пенсионного фонда РФ трудоустройство выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, обучившихся по очной форме обучения и получавших образование данного уровня впервые, за исключением продолживших обучение и (или) являющихся иностранными гражданами, в 2018 году составило 75 % (пороговое значение по Санкт-Петербургу — 70 %). Это высокий показатель для региона. В целом, выпускники Герценовского университета работают в 65 регионах РФ,

При этом показатель трудоустройства по УГС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» составляет 84 % — один из самых высоких показателей среди педагогических вузов РФ.

Спрос на молодых специалистов с дипломом РГПУ
им. А. И. Гер­цена постоянно растет. Выпускники Герценовского университета востребованы практически во всех сферах деятельности. Но все же в первую очередь это основной поставщик педагогических кадров для системы образования. Так, по данным отдела по планированию карьерных траекторий 77,3 % от общего числа трудоустроившихся выпускников 2018 года направления 44.00.00 «Образование и
педагогические науки» успешно работают в различных образовательных организациях Санкт-Петербурга и регионов РФ: в образовательных учреждениях (школы, гимназии, лицеи — 53,3 %), учреждениях дошкольного образования (16 %), организациях дополнительного образования (22,7 %), среднего профессионального образования (3,4 %) и высшего профессионального образования (4,7 %). Многие обучающиеся начали свою карьеру в образовательных учреждениях еще студентами и продолжили там работать после получения диплома. Согласен с Иваном Владимировичем — изменения в системе подготовки учителей нужны. Необходимо и развитие многопрофильной педагогической магистратуры в классических университетах (прекрасный пример — СПбГУ!). Измениться самим, чтобы изменить мир к лучшему. Но при этом надо бережно относиться к сложившейся важнейшей для общества междисциплинарной практике — подготовке учителей и созданию условий для их работы. Недопустимо «рубить сук, на котором сидишь».

В своем выступлении Иван Владимирович уточнил, что это его личное мнение. Как всякая позиция, это мнение заслуживает уважения вне зависимости от степени аргументированности. Однако совершенно недопустимо, когда активное невежество соединяется с оскорбительным отношением к сотням тысяч учителей (в частности, наших выпускников!). См. текст приведенной выше цитаты!

Мы давно уже знаем, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». А вот воинствующий непрофессионализм и оскорбительная беспардонность сочетаются достаточно часто и вполне естественно.

Ректор РГПУ им. А. И. Герцена С. И. Богданов

Источник. Герценовский календарь. 11-й выпуск. (Адрес в Интернете будет здесь).

Комментарий. Я часто задаю себе вопрос: почему мы до сих пор не развалили Россию, отдав управление важнейшими сферами жизни народа и государства в руки весьма своеобразных (чтобы никого не обидеть) людей? Видимо, потому, что ректор проректору рознь. У нас много сильных специалистов, мужественно исполняющих свой долг перед обществом, перед своей совестью — вопреки обстоятельствам. Каждый на своём месте. Но есть и другие «специалисты» — гении разрушения всего и вся. Вот проректор РАНХиГС И. В. Федотов — экономист, птенец «гнезда» товарища В.А. Мау, соратника Е.Т. Гайдара и Я.И. Кузьминова по «реформам» экономики и  образования. Их стараниями «учитель загнан в чудовищные рамки», как сказал наш экономист.  

Этому бы экономисту да карты в руки: занимайся экономикой страны —  дел невпроворот, а он занялся учителями и педагогическим образованием. Вынес на всеобщее обозрение свои весьма своеобразные (чтобы не обидеть) суждения.

Вспомнилась очень мягкая формулировка из статьи академика Д. В. Аносова «Реформа школы: за и против» из книги «Образование, которое мы можем потерять». Про эту книгу довелось мне писать давно. В статье есть такие слова: «Быть может, экономисты, являющиеся главными разработчиками реформы, не нуждаются в нашем мнении. Смею думать, что тогда результаты не могут быть лучше, чем в экономике, которая, как-никак, является их специальностью».

А Богданову Сергею Игоревичу низкий поклон от меня и от  учителей России.

«Подвиг» И. В. Федотова прокомментирован здесь:
Два «педагога» потоптались на учителях
.

Теги: , ,

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал