Архив сайта

Архив новостей сайта за II полугодие 2004 г.

01.06.2004 — Спасем российскую школу!

Уважаемые посетители сайта!

У вас появилась уникальная возможность поставить свою подпись под «письмом 420-ти» Президенту России. Письмо и подписной открытый лист смотрите по адресу:

http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/26/640_1.shtml

Дополнение. Почему-то вспоминается известный плакат «Ты записался добровольцем?» Примерно с тем же выражением лица хочется спросить: «Ты подписался под письмом твоему Президенту?»
Ругать на кухнях, в учительских падающее вниз образование некогда великой в этом отношении страны — много мужества не надо, а сделать полезное: присоединить свой голос к голосу интеллектуальной элиты страны — это поступок. Сделайте же такую малость: скажите Президенту, что стране необходимо образование, что в стране есть люди, которые это понимают.

 

18.06.2004 — Письмо № 10 из Калифорнии

Здравствуйте Александр Владимирович!
Привет Вам из Калифорнии.
Вот взяла у подруги посмотреть учебник Л.Г. Петерсон для третьего класса (ей привезли из Москвы). Учебник весьма неожиданный для меня. Скажите, пожалуйста, а что Вы думаете по поводу этой системы? Правда ли это, что многим русским детям очень нравиться заниматься по ним?
Могу похвастаться, что наконец-то мне удалось заказать Ваши книги через Ozon (!) Получу их к осени. Надеюсь Вы не возражаете, если мы здесь воспользуемся кое-какими задачками для школьного кружка, я их собираю сейчас из различных источников.

Ответ. Дорогая Юлия. Учебник Людмилы Григорьевны Петерсон действительно нравится многим учащимся — и это не удивительно, дети же любят играть! Игровой момент в этих книжках используется как внешний стимул и учителям удается в начальной школе «пройти» даже больше, чем требуется по программе. У меня эта система обучения не вызывает возражения. Но с переносом ее в 5-6 классы (такие учебники написаны с участием Г.В. Дорофеева) возникает естественный вопрос о переносе акцента с внешнего стимулирования к учению (играем, отгадываем и «попутно» что-то узнаем из математики) на внутренний интерес (что это мы изучаем? почему так делаем? и т.п.). Возникает вопрос: а когда играть закончим, будем учиться работать с учебным текстом и т.п.? Я считаю, что чем раньше мы опираемся на содержательный, внутренний интерес к предмету, тем эффективнее обучение, нацеленное на понимание, а не на навык. Известно, что многих детей можно учить, ориентируясь на навык (так, кстати, и учат по традиционной системе), но более эффективным я считаю обучение, ориентированное на понимание.

Вот Вам интересная история, которую рассказал Г.В.Дорофеев про своего внука, обучавшегося по учебнику Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсон: «Задал я вчера ему задачу: найди значение вот этого числового выражения (разводит руки перед собой, показывая, что выражение громоздкое), а от меня спрашивает: а зачем?».

Вот и вся история. А теперь подумайте: внук автора учебника очень точно показал деду, что ему нужен стимул для занятия математикой. Выполнять работу «просто так», потому что «надо» ему не хотелось, а занятия математикой, построенные на интересе к ней, позволяют приучить ученика преодолевать трудности для получения интересующего результата. Это, кроме прочего, воспитывают терпение, умение выполнять и ту рутинную работу (вычисления, преобразования и т.п.), которая не увлекает. Это, кстати, готовит ребенка к жизни — далеко не всем взрослым приходится делать только ту работу, которая их увлекает.

Теперь об использовании задач. Никаких возражений нет, даже наоборот. Я очень приветствую использование элементов отечественной методики обучения решению текстовых задач в США и готов быть Вашим помощником в тех ситуациях, в которых Вы захотите посоветоваться со мной: как лучше всего дать тот или иной задачный материал.

Дополнение. В тот же день мы получили еще одно письмо от Юлии. Приводим его.

Учебники Петерсон действительно забавные, но что меня в них смущает, так это обилие алгебры. (И вообще, учебники эти чрезвычайно насыщенные, много терминологии). Понятие переменной вводится буквально в первом классе. Неужели дети действительно могут свободно оперировать этим понятием с такого раннего возраста?

Я немного знакома с полемикой «нужны ли арифметические задачи в начальной школе и в каком объеме?» Так выходит, что арифметика вышла из моды?

Могу сказать, что здесь [в США] элементы алгебры появляются лишь в пятом классе. Да и то, едва ли. Понятие переменной дается, но по сути переменными пользоваться и составлять уравнения их не учат. Кажется, это будет в мидлскул, и то не сразу, приалгебра, это 7 — 8 класс. Алгебра в хайскул.

Тут я познакомилась с будущими Инниными учителями. Оказалось, что у математички есть сын такого же возраста. Более того, он будет учиться в том же классе. Учительница сказала, что он разгильдяй, и что она послала его заниматься дополнительно математикой после школы и на все лето по какой-то там японской системе. Насколько мне известно, там в зале стоят компьютеры на каждого ребенка и они занимаются по методу Drill and kill — что-то вроде «сдохни, но выучи»… Школа эта пользуется большой популярностью. Я должна буду сходить и посмотреть, что это за школа такая, просто для информации.

Конечно, учебники Петерсон выглядят более увлекательными, чем, скажем, учебники Истоминой. Но не перестарались ли авторы с абстрактными понятиями???

 

26.06.2004 — Письмо № 11 из Калифорнии

Приводим текст письма, состоящего из отдельных наблюдений, которые показались нам очень интересными.

Я вот недавно взяла в библиотеке DVD под названием Pre-Algebra для старшеклассников. Тема диска: степени чисел и корни. Ну вот, пара мужчин с умными лицами зачитывают готовые формулы и показывают примеры их использования, каждые пять минут какие-то красотки с рекламными улыбками до ушей таким же рекламным голосом уверяют, что запомнить несколько формул — сущий пустяк. В перерывах между умными мужчинами и улыбчивыми девушками группа клоунов разыгрывает сценки из студенческой жизни. Общий смысл такой: «Мы понимаем, что играть в бейсбол куда интереснее. Но если вы найдете минутку свободного времени, мы поможем вам запомнить несколько формул, которые существенно облегчат вам жизнь в школе и вы сможете скорее вернуться к своим личным интересам.» …Тягостное ощущение пустоты. У меня, наверное, просто не хватает чувства юмора.

В другой день я нашла ближайший к нам Tutoring center. Небольшая комнатка, сидят несколько детей младших классов каждый за своим компьютером и шпарят на них упражнения по языку и математике. В комнате также находятся три инструктора, которые по идее должны отвечать на вопросы детей. Но вопросов, как правило, нет. (Вопросов нет уже хотя бы потому, что большинство заданий дается на время, а время, как в этом случае особенно очевидно и детям и родителям, это деньги, и не малые — одна регистрация стоит 120 долларов, дальше я уже и не спрашивала.) Центр этот гордится системой поощрений, которую они так изобретательно используют: за правильно выполненное задание, судя по результатам компьютерного тестирования, ребенок может получить конфетку, ему позволяется передвинуть свою персональную фишку на шаг ближе к финишу (цель занятий определяется при записи ребенка в этот центр) и еще, подумать только, ребенок может выиграть бейсбольный мяч или карточку, с фотографией любимого спортсмена (есть и другие призы: карандаши, какие-то безделушки).

Недавно зашли в книжный магазин с подругой. Я нашла там пособие для учителей восьмых классов. Называется «Hands on Algebra». Довольно толстая книжка, где даются примеры, как учить детей решать алгебраические выражения при помощи … кубиков и карточек. Одну очень полезную книжку по алгебре я уже, однако, не удержалась и приобрела. Называется «Algebra Survival Guide» — «Алгебра. Руководство по выживанию.»

Начинается это руководство такими словами: You»re trapped in a classroom. People are talking in what seems to be a foreign language. Gibberish about exponents, variables, monomials, the Pythagorean theorem. They expect you to «get it». You are in danger of perishing at your very desk. It»s only a matter or time…» (Мне нравится этот глагол «trapped» по-русски так красиво не скажешь, а значит это «попасть в западню»). «Вы в западне. Люди в классе говорят о чем-то, что кажется иностранным языком. Тарабарщина о степенях, переменных, одночленах, теореме Пифагора. Они предполагают, что ты «въезжаешь». Тебе угрожает опасность гибели за школьной партой. Это только вопрос времени…» Вот как впечатляюще … просто фильм ужасов.

Нашла там же книгу Genius Denied — «Отверженные гении». Книга описывает страдания одаренных детей в американских школах, пытается дать различные советы, как, даже если нет миллионов в карманах, помочь таким детям выжить и не заработать психические травмы на всю жизнь. Вот интереснаявыдержка: «Americans have always struggled with praising education but being suspicious of those who learn too much. In the 1830s, Alexis de Tocqueville warned that America»s habit of glorifying practical arts above theoretical reasoning could someday undermine the nation, as the «guiding light» of intellect would «dwindle by degrees and expire of itself. More than one hundred years later, the historian Richard Hofstadter noted the same problem in «Anti-Intellectualism in American Life», his 1964 Pulitzer Prize-winning book about the lack of deep thinking in business, politics, and aducation. As he pointed out, America has a long history of practicality. Children have always been taught that it is better to be good than wise. Over time, people start to believe that good and wise don»t mix easily in the human soul.»

Перевожу: «Американцы всегда хвалили образованность, но относились весьма подозрительно к тем, кто слишком много знает. В 1830-тых годах de Tocqueville предупреждал, что американская привычка расхваливать практические искусства превыше теоретического мышления может однажды сильно подмыть нацию, поскольку путеводный свет интеллекта постепенно утратит значение и угаснет сам собой. Более чем через 100 лет спустя историк Richard Hofstadter обратит внимание на ту же проблему в своей книге «Антиинтеллектуализм в жизни Америки». В этой книге, которая получила какой-то там приз в1964 году, он пишет об отсутствии глубокого мышления, анализа в бизнесе, политике и образовании. Он заметил в этой книге, что Америка имеет долгую историю практицизма. Детей всегда учили, что лучше быть хорошим (послушным), чем умным. С течением времени люди начали верить, что быть хорошим и умным не совмещается, не сосуществует в человеческой натуре.» Вот это «be good» не так-то просто перевести. Это идиома. Под этим словом прячутся многие качества: быть послушным, вежливым, уживчивым, порядочным, исполнительным, даже патриотом…. да все, что угодно. Но в это понятия не включаются: быть умным, рассудительным, мудрым… и прочие понятия, связанные с интеллектуальной нагрузкой. Не только не включаются, но могут подразумеваться как противоположность. Человек, задающий вопросы неудобен, создает проблемы, кто слишком много знает, тот опасен. Самый распространенный отрицательный герой американский фильмов — это сдвинувшийся ученый. Иногда перевод иностранных текстов требует чтения между строк, правда?

Хуже всего, что умные дети оказываются изолированными в американской школе, над ними потешаются. Их не принимают в компании. Об этом все, вероятно, уже читали и хорошо знают. Некоторые такие дети умоляют родителей забрать их из школы, чтобы они могли учиться дома. По многим причинам, конечно, домашнее образование становиться все более популярным.

 

09.07.2004 — Задача Бориса Немцова

Помещаем заметку, посвященную незаметному событию, произошедшему 7 лет назад, чтобы еще раз подчеркнуть: ничего не изменилось! По-прежнему правительство, нанятое гражданами на высокооплачиваемую работу, в упор этих же граждан и не слышит. Это я о реформе льгот.

Задача Бориса Немцова

Как-то раз (было это 7 июля 1997 г.) ведущий программы «Час-пик» Андрей Разбаш спросил у Бориса Немцова: «Как Вы ожидаете, какой будет через год квартплата, скажем, за двухкомнатную квартиру в Нижнем Новгороде?»

Б. Немцов не стал приводить конкретные цифры, он ответил «в процентах»: «Оплата жилья поднимется за год примерно на 15%. Сейчас население оплачивает в среднем 35% реальных расходов на содержание жилья, а через год будет оплачивать уже 50%».

И всего-то? — воскликнул явно удовлетворенный услышанным ведущий передачи.

Однако вряд ли граждане будут так же довольны изменениями, которые могут произойти. В самом деле, из каждых 100 р. реальных расходов на содержание жилья граждане оплачивают примерно 35 р., а через год будут оплачивать уже 50 р. Разница 15 р. действительно составляет 15% от 100! Но помилуйте! Почему же рост оплаты жилья надо считать от 100? Это правительство отслеживает рост процентов по отношению к реальной стоимости содержания жилья, а население ощутит совсем другой рост — от того, что реально платит сейчас, то есть от 35 р. Этот рост составит примерно 43,86% (15*100:35)!

Вот вам и жилищная реформа без скачка цен! А ведь никакого обмана нет! Просто правительство и народ по-разному считают проценты в этой ситуации. К сожалению, это не единственный случай, когда правительство считает не так, как народ, которому правительство якобы служит.

А.В.Шевкин

24.10.97

 

01.09.2004 — Андрей Тоом в Москве

Автор многих книжек и статей по математике для журнала «Квант», статей о математическом образовании в России и за рубежом Андрей Леонович Тоом прибыл в Москву для чтения лекций в Независимом университете. А.Л.Тоом любезно согласился отредактировать для нашего сайта переводы на русский язык трех его статей. Они уже размещены — ссылки внизу — и выйдут в ближайших номерах газеты «Математика».

Имея опыт обучения в московских математических кружках, в математической школе, в МГУ им. М.В.Ломоносова, имея опыт участия в Первой Международной математической олимпиаде 1959 г. (III место), двадцатилетний опыт преподавания в МГУ им. М.В.Ломоносова, в Италии, США, Бразилии, Андрей Леонович является знатоком и ценителем неповторимого отечественного математического образования. Он активно распространяет этот опыт за рубежом.

А вот готовы ли учащиеся и преподаватели за рубежом к восприятию нашего опыта? Не утратим мы лучшее в реформах с оглядкой на Запад? — Ответы на эти и другие вопросы можно найти в упомянутых статьях, но не только! В сентябре мы постараемся организовать встречу с А.Л.Тоомом для учителей математики Южного округа г. Москвы. Предположительно встреча состоится 22 сентября в 15-30 в школе 679 (Сумской проезд, 19А). Сроки и детали уточняются. Вся необходимая информация будет размещена на нашем сайте.

 

03.09.2004 — О подарках учителям

Мне довелось поместить на нашем сайте отрывки воспоминаний о моем детстве в Нелидовской школе-интернате. А на днях был повод припомнить еще один случай. Было это давно, в начале 60-х годов. Мой одноклассник на один из праздников подарил учительнице кусок земляничного мыла стоимостью 13 копеек. То ли «сэкономил» неизрасходованный кусок, то ли купил, отказав себе в удовольствиях, одно из которых я хорошо помню. Тогда мы любили покупать в магазине, что рядом с интернатом на улице Фрица Шменкеля, маленькие кубики концентрата кофе (с сахаром и с сухим молоком). Это удовольствие стоило 7 копеек, а кубик какао стоил 8 копеек. Какао мы покупали реже.

Учительница сказала, что ей приятно желание моего одноклассника доставить ей радость, и она не воспринимает подарок как пожелание чаще умываться. Думаю, что тогда ей был понятен порыв ученика, его желание выразить свое отношение к ней. Надеюсь, что и теперь в этом случае не усмотрят признаков состава преступления даже самые строгие ревнители морали, которые букет цветов учителю готовы считать взяткой.

Давайте поговорим немного об этом самом букете цветов. По-моему, букет цветов учителю — это знак внимания и благодарности человеку, выполняющему трудную и важную работу на благо своих учеников. Это способ осмыслить и выразить свое уважение и внимание к учителю — весьма полезные чувства, без которых полноценное обучение проблематично.

В этом году я начал свой 33-й год работы в школе, дал первые уроки в двух старших классах с углубленным изучением математики. Домой я вернулся без цветов. Не скажу, что это обстоятельство ухудшило мое настроение, хотя и не улучшило. Я точно знаю, что меня уважают и ценят — об этом говорят и записи в гостевой книге сайта. Тогда что, собственно, меня расстроило? Кому станет плохо от того, что ребята не испытывают желания доставлять радость ближнему, лишают себя удовольствия проявлять знаки внимания?

Ответ на этот вопрос мне известен: будет плохо самим ребятам, не развивающим в себе похвальных чувств и умения их проявлять. Будет плохо и их родителям, которым стоит прислушаться к совету мудрого англичанина, сказавшего, что родители должны быть терпимыми и учить детей любить … так как именно их дети, в конце концов, будут выбирать им дом престарелых.

Дополнение. Не прошло и суток с размещения текста на сайте, как мы получили отклик одной учительницы. Фамилию и город не указываем по ее просьбе.

Однажды осенью, когда я только-только начала работать после института в школе, приближался мой первый День учителя. Это было время заготовки овощей на зиму населением нашего города (в те времена еще не было дачных участков в таком количестве). В деревянном ларьке около магазина продавали капусту. Народу было много, очередь шла медленно. И вдруг я услышала, что очередь обсуждает подарки учителям к предстоящему празднику. О Боже!

Кому-то покупали хрустальную вазу, кому-то набор кастрюль и пододеяльники, а кто-то, узнав размер любимой учительницы, достал для нее импортную ночную сорочку… Обсуждалась и стоимость подарков… Слышать все это было для меня таким ужасным испытанием, что уже тогда я решила никогда не брать ни от детей, ни от их родителей никаких подарков. Так делала все 20 лет работы в школе. Всякие поползновения были тщетны…

Легенда о моей «странности» передавалась из уст в уста, и вскоре мне уже не было необходимости беспокоиться о том, что на моих глазах ребята «по секрету» собирают деньги… Цветы дарили всегда, но я не уносила их дальше учебного кабинета, где для них имелись пластмассовые ведра, в которых дежурные исправно меняли воду, пока эти цветы не засыхали. Ребята не обижались. Они знали, что самый шикарный букет будет стоять в одном ведре рядом с самым простеньким, украшая его. Каждому приятно было видеть свои цветы…

Но однажды я тяжело заболела и долго не работала. Была уже глубокая осень, цветов не стало… И тогда ребята, зная, что я никого не хочу видеть, украсили мой подъезд разноцветными шарами и плакатами: «Мы любим Вас…», «Поправляйтесь»… Это был настолько искренний шаг, что я не могла удержаться от слез… Были потом и случаи, когда я принимала цветы… Но понять их необычность может лишь тот, кто знает, как непросто было достать цветы в нашем маленьком городе 31 декабря. Мои одиннадцатиклассники заказали цветы проводнице поезда Москва-Рига! Это было просто чудо, о котором я и сегодня вспоминаю с умилением…

 

09.09.2004 — Примерные программы по математике …

Министерство образования и науки еще в июне разместило на своем сайте Примерные программы. Это еще один документ, который надо проанализировать.

Бросается в глаза точное повторение в новом документе содержания обязательного минимума и требований к учащимся из подписанных министром образования стандартов. В чем отличие этого документа от стандартов? — явно обозначены учебные часы, отведенные на изучение указанного содержания.

Что поражает, так это маниакальное упорство, с которым составители документов урезают в часах математику. Так на математику 20 лет назад в 1983/84 году отводили в 4-8 (5-9) классах 1020 ч, теперь предлагают 875 ч. В среднем — на час в неделю меньше. В 9-10 (10-11) классах было 323 ч, теперь предлагают расширенную программу для базового уровня освоить за 280 часов. Программы для профильного уровня я не обнаружил.

Читайте и завидуйте школьникам, которые в начальной школе даже по сравнению с недавним 1992 г. получат математики на 168 ч меньше (было 708 ч математики за четыре года, а станет 540 ч). Зато они будут иметь 204 ч иностранного языка!

 

11.09.2004 — Образование все меньше и меньше заботит государство

Интересную статью опубликовал на днях Анатолий Аркадьевич Пинский — тот самый, которого я иногда позволял себе критиковать за соучастие в развале отечественного образования. Это статья в газете «Первое сентября». Ее название Поправки против образования. Статья имеет подзаголовок «Наиболее значимые изменения, внесенные в Закон «Об образовании» и утвержденные президентом 22 августа 2004 года». Газета поместила ее в рубрике «Поражение в правах».

Анатолий Аркадьевич без всяких комментариев и явного выражения своего отношения к изменениям, внесенным в Закон «Об образовании», перечислил основные изменения, которые неизбежно и довольно скоро скажутся на функционировании школы в России.

Остается неясным: нам сообщают об изменениях, которым следует радоваться, или нас предупреждают об опасности? Опасности юридического закрепления развала образования, наблюдаемого де-факто уже более десяти лет. Тогда почему нас предупреждает советник Президента РФ, объявивший от имени Президента о начале нового этапа реформирования образования в «Учительской газете» (01.06.04).

Чудны дела твои, Господи! Помоги нам понять, что творится с образованием страны. Для чьего блага это творится?

Дополнение. Под текстом статьи имеется окошко, приглашающее высказать свое мнение. Я послал А.А.Пинскому такой текст.

Спасибо за информацию, Анатолий Аркадьевич! Хотелось бы знать Ваше мнение о перечисленных изменениях. И еще: если Вас волнуют изменения (не даю им оценки), если они Вас не устраивают, то почему Вы участвуете в процессе, назначение которого Вам ясно (в этом я не сомневаюсь)?

22.09.2004 — Семинар учителей математики ЮАО Москвы с участием А.Л.Тоома

22 сентября 2004 г. в Южном округе столицы состоялся семинар» Школьное математическое образование в России и за рубежом. Традиции и современность».

Профессор Федерального университета Пернамбуко Андрей Леонович Тоом (Бразилия) рассказал собравшимся о своем видении традиций школьного математического образования России, проблем обучения математике во многих странах мира. Была подчеркнута важность сохранения лучших отечественных традиций, основанных на классических методах обучения, нацеленных на развитие мышление ученика. Одним из таких методов является обучение решению текстовых задач. Много интересного и поучительного по проблеме использования текстовых задач, отношения студентов зарубежных университетов к идеям А.Л.Тоома, его способам преподавания вы найдете в его статьях, ссылки на которые приведены ниже. Эти статьи будут напечатаны в газете «Математика», один из номеров которой со статьей А.Л.Тоома будет распространяться по школам бесплатно.

В кратком сообщении учителя математики школы № 679 г. Москвы А.В.Шевкина Стандарты и федеральные программы по математике обращено внимание на продолжение политики снижения уровня математического образования, которое дает общеобразовательная школа. Эта политика проводится сознательно, ее цель — создание рынка в образовании. Только доведя общеобразовательную школу до нижайшего уровня, «реформаторы» смогут, наконец, решить проблему введения платного (качественного) образования. В федеральных программах нет отличия по содержанию обучения от критикуемых стандартов, но в них есть главное: закрепляется уменьшение числа учебных часов, отводимых на занятия математикой. Сравнение с учебной нагрузкой 1992 г. по начальной школе, с учебной нагрузкой по математике в 1996 г. показывает, что «реформаторы» действительно хотят превратить систему массового школьного образования в систему навязанного невежества.

В своих выступлениях учителя математики Южного округа столицы рассказали о создании системы рабочих тетрадей для обучения математике, о системе личностно-ориентированного обучения математике, об особенностях преподавания математики в классах коррекции.

На семинаре было рассказано о новом направлении работы газеты «Математика» (создание раздела для старшеклассников и абитуриентов), о курсах повышения квалификации учителей математики в МГУ.

См. статьи А.Л. Тоома в разделе СТАТЬИ:
1) Русский учитель в Америке,
2) Текстовые задачи: приложения или умственные манипулятивы,
3) Как я учу решать текстовые задачи.

 

19.10.2004 — Стандартный скандал

Так называется статья Марии Алексеевой, опубликованная 15 октября в Российской газете. Главная мысль вынесена в подзаголовок: Верховный суд признал незаконным последний приказ министра образования Владимира Филиппова.

Почему-то хочется перефразировать М.Ю.Лермонтова: «Но есть Верховный суд, наперсники разврата!»

Не будем пересказывать статью и комментировать ее, прочитайте сами.

http://rg.ru/2004/10/15/prikaz.html

 

20.10.2004 — Чему и как учить на уроке математики

Вот уже три посетителя нашего сайта обратили мое внимание на размещенные в Интернете задачки из одной и той же книжки для школьников. Все трое — бывшие ученики школы № 679, знающие о моем интересе к проблемам обучения школьников решению текстовых задач.

Для начала укажем, где помещен оригинал (без комментариев к задачам): http://netlab.e2k.ru/forum/index.php?showtopic=34066&st=0
По другому адресу имеются и сканы книги: http://netlab.e2k.ru/forum/index.php?showtopic=34266&st=0

Если вы хотите поучаствовать в дискуссии, пишите нам на сайт (avshevkin@mail.ru). Только вопросы «Где растет такая травка?» и пр. обсуждать не будем.

Отдельное спасибо скажем за полное название книги и фамилию (фамилии) авторов.

Впрочем, чтобы сразу было ясно о чем речь, приведу вчерашнее письмо Юры Злотникова, в котором он переслал чьи-то комментарии. Некоторые из них показались мне остроумными. Задачи под номерами 1, 2, …, комментарии после буквы К.

Учебник математики выпущен издательством ЭКСМО-Пресс в 2002 году. Вот несколько задачек из этого учебника. Стоит заметить, что текст НЕ изменен, а в точности перепечатан из книги.

1. У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь? А сколько углов будет, если отпилить два, три, четыре угла?
К. Если стол бы четырехугольный (что не очевидно), то конечно стало пять. Или четыре. В зависимости от линии, по которой резали. И в предположении, что пилим прямо, а не фигурно. Если отпилить еще угол — то смотря какой и опять же смотря по какой линии. В общем, задача плохая, слишком много умолчаний в условии…

2. В тарелке лежали три морковки и четыре яболка. Сколько фруктов было в тарелке?
К. Ну, что такое «фрукт» биологи до сих пор четкого определения не дали, а если по магазинному — так 4 яблока. Вот если яболко — не опечатка, тогда не знаю, фрукт ли это.

3. В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре?
К. Отличная задача. Лампочек, ясен барабан, осталось пять (в задаче же ничего не сказано о том, что их вывернули).

4. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы?
К. Биологических — два. Юридически тоже. А считает ли она свое зверье — детьми (пусть приемными) — вопрос отдельный.

5. В коридоре стоят 8 башмаком. Сколько детей играет в комнате?
К. М-да… А сколько детей сидит в сортире? без занания этого факта задача не решается. Можно предположить, что не больше 4-х, если исключить тех, кто пришел босиком или поперся в комнату в обуви.

6. У нескольких столов 12 ножек. Сколько всего столов в комнате?
К. Очевидно — несколько.

7. У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?
К. Щенят-то трое, но Мурка какая-то мутантная.

8. Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего Возле дома моего?
К. Поскольку способность летать еще не делает ужа птицей (может его просто сильно и метко бросили), то птиц 4. Но вот сколько из них село возле дома — неочевидно.

9. Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?
К. Один остался. Который улетел. Остальные утонули.

10. Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет виден?
К. Это что, курс «дзен для первоклассников»? Что-то в этом есть, задам своему первокласснику, пусть знает, как звучит хлопок одной ладонью.

 

22.10.2004 — Как не надо перерабатывать чужие статьи

В газете 38/2004 опубликована статья «Мотивация учения» О.Петровой из г. Благовещенска (Амурская обл.). К сожалению, уже после выхода газеты в свет нам стало известно, что основная часть этой статьи является заимствованием из ранее опубликованной в журнале «Математика в школе» (5/1998) статьи «Об измерении интереса на уроках математики» известного автора учебников геометрии И.М.Смирновой.

Это хорошо, что учительница из Благовещенска разделяет взгляды доктора педагогических наук И.М.Смирновой на проблему мотивации учения, но печально, что она использовала чужую статью без всякой ссылки на нее. Теперь ее труд выглядит как попытка выдать плоды чужого труда за результаты собственного исследования.

Я понимаю удивление и возмущение Ирины Михайловны столь беспардонным использованием ее статьи и призываю наших авторов творить самостоятельно. Это хорошо, если вы разделяете взгляды автора опубликованной статьи, согласны с результатами исследования, проведенного ее автором. Вы можете проверить или развить их, написать о том, какие результаты получились у вас и т.п. Но чего заведомо делать не стоит — так это того, чего мы не разрешаем своим ученикам: банально переписывать большие куски чужой статьи, не указывая источник.

Зам. главного редактора газеты МАТЕМАТИКА
Шевкин Александр Владимирович

 

26.10.2004 — Бесславный конец стандартов?

Но есть Верховный суд, наперсники разврата!
(Почти по Лермонтову)

Продолжается публикация материалов, посвященных решению Верховного суда, признавшего приказ о стандартах министра образования В.М.Филиппова (теперь уже бывшего) нелигитимным. Первое упоминание о решении суда мы нашли в «Российской газете» от 15.10.04. http://rg.ru/2004/10/15/prikaz.html. После решения суда проблему стандартов начали обсуждать в новом ключе. Так 26.10.24 в газете «Первое сентября» опубликована подборка материалов:

Приказ взамен закона — редакционная статья.

Сегодня приступать к новой разработке стандартов нецелесообразно… — интервью с бывшим руководителем ВНИКа по разработке стандартов, ведущим научным сотрудником Московского института открытого образования Виктором Васильевичем Фирсовым.

Определение Верховного суда должно стать вехой в истории нашего образования — интервью с генеральным директором издательства «Просвещение» Александром Михайловичем Кондаковым.

Наконец-таки о стандартах Э.Д.Днепрова начали писать то, что думают. Я не спрашиваю пишущих: «Где же вы были раньше? Неужели до решения суда вам не было понятно, на что направлены стандарты и каково их качество?» Я уверен, что уважаемые мною люди все прекрасно понимали, но до поры до времени сила и административный ресурс были на стороне «реформаторов». Я вовсе не хотел бы, чтобы они красиво и обоснованно выступили против стандартов … и красиво сгорели, лишившись возможности и дальше делать то дело, которое каждый из них делает на своем месте с пользой для образования. Тем более, что что мне известен случай отстранения от дел несогласных с мнением образовательного начальства. Да и сейчас еще сила и административный ресурс не на их стороне. Ведь новый министр образования тоже считает, что решение суда не меняет сути дела, а обращает внимание на несоблюдение процедур.

Это мне легко критиковать стандарты на своем сайте, который до поры посещали не более 40 человек в день. За эту смелость меня не посадят, а уж дальше школы посылать некуда.

Приглашаю вас прочитать упомянутые статьи, а также ознакомиться с материалами сайта, связанными с проблемой стандартов и с губительной деятельностью Э.Д.Днепрова и его команды на ниве просвещения.

Что еще хочется добавить. Для меня очевидно, что команда Днепрова откровенно зарабатывали деньги. Будущее школы их никогда не волновало. Школы они не знали, не знают и знать никогда не будут, поэтому ничего полезного для нее они не способны сделать, даже если очень захотели бы. А они и не хотели! Вот в чем ужас! Если бы захотели, то слушали бы тех, кто в проблеме разбирается. А ведь были среди них и такие, кто школу знает, даже работает в школе. Тем печальнее наблюдать их попытки изобразить полезную деятельность там, где идет разрушение. Они уж точно знали, что делали. Но, как говорится в старом анекдоте, очень кушать хочется! До такой степени, что готовы сжечь собственный дом, если им за это хорошо заплатить!

В интервью В.В.Фирсова упоминается сумма в $40000, потраченная под его руководством на разработку первой части стандартов, а также история о том как А.А.Пинский и Э.Д.Днепров «похоронили» проект В.В.Фирсова; о том, что сам Э.Д.Днепров потратил на стандарты раз в 50 больше, то есть 2 миллиона долларов! Но даже за такие деньги «осчастливить школу не удалось: к стандартам, разработанным под руководством Э.Д.Днепрова, удивительным образом подходят все претензии, которые он высказывал в адрес нашего проекта».

Извините за резкость тона и за то, что не называю других фамилий героев «стандартной эпопеи» — противно.

Уточняю: мое резкое отношение к Э.Д.Днепрову и его команде основывается на моем общении с ними (см. Из истории создания стандартов) и на тексте самоубийственного выступления самого Э.Д.Днепрова в МИОО в августе 2003 г. (см. Заметки на полях доклада академика Э.Д.Днепрова).

Публикации на сайте.
1) 27.12.2002. Из истории создания стандартов
2) 17.01.2003. Наш министр образования — кавалер ордена Почетного легиона
3) 01.09.2003. Заметки на полях доклада академика Э.Д.Днепрова
4) 04.02.2004. Стандарт по математике принят!
5) 11.02.2004. Стандарт еще не принят Думой… но уже работает!

Дополнение. в № 72 от 30.10.04 газеты
«Первое сентября» опубликован текст постановления Верховного суда и комментарии юристов.

 

30.10.2004 — Первый съезд Клуба ФМШ Колмогорова

30 октября 2004 г. состоялся первый съезд Клуба ФМШ Колмогорова — объединения преподавателей и выпускников средней школы-интерната № 18 физико-математического профиля (ныне Специализированный учебно-научный центр МГУ — школа им. А.Н.Колмогорова).

Клуб — это общественная некоммерческая организация, ставящая своей задачей помощь интернату, его учащимся, преподавателям; помощь во всем — от финансирования ремонта общежития и учебного корпуса, выездных экзаменов по набору учащихся в регионах страны, стипендий лучшим учащимся до организации серьезной целенаправленной работы по сбору информации о выпускниках интерната их научных достижениях, по сохранению и развитию традиций школы, заложенных еще Андреем Николаевичем Колмогоровым.

Помощь интернату оказалась необходима в самое сложное для страны и интерната время, когда ситуация была близка к катастрофической, когда финансирования не хватало даже на питание школьников. Спасти положение помогли выпускники. Они несколько раз оказывали срочную финансовую помощь на питание школьников, на проведение летних математических школ 1996 и 1997 г.г., учредили фонд «Будущее науки», оказывающий постоянную поддержку интернату. Целевую помощь на ремонт общежития, приобретение мебели и другие нужды оказывают «МДМ-банк», «Визави-банк», «Металлинвестбанк» и другие организации, которыми руководят выпускники интерната.

Как отметил в своем докладе Председатель Совета Клуба, член-корр. РАО, Советник ген. директора Издательства «Просвещение» Александр Михайлович Абрамов (первый выпуск интерната в 1964 г.), проводимый съезд — итог многолетней и кропотливой работы многих людей, озабоченных оказанием помощи своей родной Школе в период сложного вхождения образования в эпоху рыночных отношений, озабоченных сохранением наследия интерната, ставшего не только питомником перспективных кадров для отечественной науки, но и признанным явлением российской культуры, нуждающимся в изучении и сохранении.

Создание общественной организации в форме некоммерческого партнерства — интересный опыт, который может оказаться полезным не только при создании «землячеств» выпускников, но и любых других профессиональных (внутрикорпоративных) сообществ —ячеек строящегося гражданского общества.

На первом съезде Клуба были приняты новые члены Клуба, избран его новый Совет, вручены первые десять Премий Клуба ФМШ Колмогорова, поставлены новые задачи, которые, как я уверен, будут решены успешно. Ведь решать их будут преподаватели и выпускники школы им. А.Н.Колмогорова — люди, состоявшиеся в науке и в бизнесе у себя на родине и за рубежом, люди, понимающие роль интерната в их жизни и свой долг перед интернатом, желающие продолжения его уникальной истории.

Среди первоочередных задач Клуба мне запомнилась задача возрождение летних математических школ, которые не проводятся в последние годы из-за ухудшения финансирования образования. Запомнилась потому, что летняя математическая школа в Красновидово под Москвой в 1967 г. — ярчайшее впечатление моей юности. Здесь мне, мальчишке из провинциального городка, читали лекции преподаватели и аспиранты МГУ им. М.В.Ломоносова, здесь я видел и слышал академиков А.Н.Колмогорова и П.С.Александрова, здесь я понял, что математика — мое призвание. Представляю, какие стимулы к занятиям и самосовершенствованию потеряли в следующих поколениях ребята, лишенные яркого общения с профессионалами в той области знаний, к которой у них только наметился интерес!

Очень надеюсь на счастливую судьбу Клуба, желаю его членам большой и плодотворной работы по сохранению и развитию лучших традиций интерната на благо отечественного образования и науки. Надеюсь также на то, что рассказы о великолепной школе Колмогорова и ее питомцах в нашей газете не ограничатся эти кратким отчетом о важном официальном мероприятии.

Благодарю за помощь в подготовке данного материала З.Савилову, старшего научного сотрудника СУНЦ МГУ (вып. 1977 г.).

А.Шевкин (вып. 1968 г.)

Адрес сайта интерната: http://www.pms.ru/main.html

 

23.11.2004 — Об открытии консультативного сайта Московского университета

Сегодня Николай Христович Розов сообщил об открытии специального консультативного сайта МГУ им. М.В.Ломоносова. Приводим адрес сайта, посетив который, вы и узнаете, чем этот сайт может быть вам полезен.

http://www.school.msu.ru

 

02.12.2004 — Москва готовится сдавать экзамен по новому сборнику…

Дорогие москвичи!

Еще свежи в памяти впечатления от введения экзаменационного сборника для XI классов. Тогда я пытался возвысить голос в защиту учащихся и учителей, опубликовав на сайте и в журнале «Школьное обозрение» несколько материалов. Там же я обратился к учителям с вопросами об их отношении к ТАКОМУ порядку введения ТАКОГО сборника в условиях усечения часов на математику.

Что интересно. На сайт пришел отклик только от одной учительницы, хотя адрес был опубликован в журнале. Понимаю, сайт малоизвестен, упомянутый журнал не является обязательным для каждого учителя. Ему бы на предметный журнал или газету подписаться. Но сегодня история повторяется именно потому, что мы позволяем с собой ТАК обращаться, разобщены, у нас не складывается консолидированное мнение по многим вопросам, касающихся каждого из нас напрямую.

Предлагаю использовать возможность и высказать по адресу avshevkin@mail.ru все, что вы думаете и о «старом» и о новом экзаменационных сборниках под ред. С.А.Шестакова. Ваши координаты (номер школы и пр.) оглашаться при публикации на сайте не будут — разве только по явно выраженному вашему желанию.

ОТКЛИКИ

Уважаемый, Александр Владимирович! Насколько мне известно, этот сборник в свое время вышел, как альтернатива ЕГЭ в Москве (был такой лозунг!) и предшествующему сборнику Дорофеева Г.В. Мое личное мнение — он не пригоден для аттестации. Сплошная вкусовщина. Отсутствие целых блоков, изучаемых в 10-11-х классах (в частности, определенный интеграл, прогрессии, текстовые задачи и т.д.). Я писал авторам. Вместо того, чтобы признать, что просто забыли, мне ответили, что это продуманный шаг. Разграничение по уровням относительно условно. Чего стоит, например, задание 4.6.А02 в старом сборнике на стр. 143. Новый сборник не покупал. Пробовал использовать сборник для 11 классов для дополнительных занятий с учащимися уровня «2»-«3» из обычных классов (в своей школе у них «3»-«4»). В уровне А после двух-трех номеров присутствует качественный скачок. Готов к обсуждению.
С уважением,
Прокофьев Александр.

 

08.12.2004 — Ответ на вопрос родительницы

Письмо
Здравствуйте, Александр Владимирович!
Я постоянный посетитель вашего сайта. Моя дочь учится в 9 классе (углубленное изучение математики). Занятия проходят по учебникам Макарычева (основной) и Макарычев (дополнительные главы). В 10 классе? вероятно? будет Виленкин. А я очень заинтересовалась учебниками МГУ школе 10-11 классы. У меня возникла мысль предложить учителю эти учебники на будущий год.

Но у меня есть вопросы.
1) Подходят ли эти учебники для углубленного изучения (класс был математическим с 8 класса, благодаря Макарычеву (дополнительные главы)?
2) Как учитель смотрит на родителя, советующего выбрать какие-то определенные учебники?
3) Если преодолеть первый и второй вопрос положительно, как грамотно представить учебники. Думаю, помимо самих учебников надо показать программу почасовую для класса с углубленным изучением и контрольные, самостоятельные работы. Не могли бы Вы подсказать как правильно, грамотно предложить переход на данные учебники.
И еще, допустим учитель решил перейти на эти учебники. Может администрация школы запретить это. Волен ли учитель вообще в выборе учебников???
С уважением Елена.

Ответ
Здравствуйте, Елена.
Прежде всего замечу, что Вы не только волнуетесь и переживаете за успехи своего ребенка, но и ищете путь наилучшего способа обучения всего класса. Желаю Вам успехов в этом важном деле.
Если Вы живете в Москве, то в магазине «Просвещение» и некоторых других есть каталоги, где дано описание особенностей учебника, откуда учитель может понять, на что учебники нацелены и как они устроены.
На сайте тексты каталога фактически воспроизведены — можно дать распечатку учителю. Планирование тоже есть на сайте (и в учебниках), можно распечатать, чтобы учитель понял устройство учебника, если он с ним не знаком.
Советовать вы имеете право, учитель имеет право выбора. Другое дело, что за счет школы эти книги могли быть не заказаны и к новому учебному году могут не поступить, даже если заказать. Тогда книги придется купить. Но учитель должен быть уверен и убедить родителей, что по этим книжкам он научит детей лучше.
Теперь о программе. Учебники не утверждены для работы в классах с углубленным изучением математики (просто еще нет такой традиции писать учебники, охватывающие оба уровня обучения, но у нас уже есть последователи, заявившие о желании сделать свои учебники многоуровневыми — для работы по общеобразовательной программе и в классах с углубленным изучением математики). Учебники содержат все вопросы обеих программ и больше, чем другие учебники, соответствуют новым стандартам (хотя мы стандартами не довольны), больше ориентированы на подготовку к выпускному, а особенно к вступительному экзамену.
Летом выйдут хорошие дидактические материалы для 10 класса с материалами для подготовки к самостоятельным работам, с итоговым тестом для самоконтроля, с самостоятельными и контрольными работами в 4-х вариантах. К новому учебному году выйдет и обновленная версия учебника, где мы усилим материалы, связанные с работой физматкласса.
Хорошо бы учительнице подарить учебники для 10-11 класса, она их будет использовать в любом случае, а если решится работать по ним, то до начала года у нее будет возможность приобвыкнуть к другой манере написания учебника.
Наконец, если Вы сообщите нам координаты учителя, то мы можем пригласить его (ее) на Международную конференцию, посвященную 100 летию нашего главного автора — академика РАН С.М.Никольского. Там он (она) послушает авторов и учителей, работающих по учебникам. Все материалы, связанные с учебниками, мы поместим на сайте.
И еще. Если учитель не подписан на газету «Математика», то можно подарить учителю подписку или оформить ее на школу и держать подшивку в классе — доступной для чтения любым желающим. Там мы планируем в новом 2005 году поместить статьи об учебниках (накануне столетия С.М.Никольского) и выдержки из новых дидактических материалов для 10 класса. Там много материалов для подготовки к выпускным и конкурсным экзаменам (см. страничку в разделе НОВОСТИ). Уверен, что материалы понравятся учителю и помогут ему в выборе учебника. Но эти меры не гарантируют успеха, т.к. освоение нового учебника — большой труд, на который решаются не все учителя. У них для этого слишком мало стимулов.
Держите связь. Если нужен каталог, могу передать Вам в Москве или выслать по почте (пришлите адрес). Могу выслать и дидактические материалы в виде трех zip-файлов.

А.В.Шевкин.

 

09.12.2004 — Э.Д.Днепров посеял ветер, а теперь удивляется буре

Чудны дела твои, Господи!

Чтобы понять, катастрофичность предложений министра Фурсенко, надо услышать голос Э.Д.Днепрова, известного своими еще неоцененными по достоинству заслугами в деле развала отечественного образования!

Если даже Э.Д.Днепров возмущен «реформаторами» и способом подготовки ими предложений по реформированию образования, если он буквально кричит о перспективе потери национального образования, то дело действительно плохо.

Похоже, В.В.Путин войдет-таки в историю! Но не тем, что мирно получил власть от Б.Н.Ельцина, не тем, что построил вертикаль власти, не тем что снова ввел однопартийную систему и прочее, и прочее, и прочее… Владимир Владимирович запомнится нашим потомкам тем, что при нем образование в России будет НЕОБРАТИМО утрачено.

Так, видимо, и произойдет, потому что власть не понимает, что делает, власть под собою не чует страны, не отдает себе отчета о катастрофических для России последствиях своих действий. А эти последствия неизбежно наступят, как только последние предложения по окончательному уходу государства из сферы образования обретут форму закона.

Мы следим за событиями на Украине, а нам самим пора выходить на Площадь Независимости от власти, преступающей границы, за которыми страна просто погибнет. Мы знаем, что утрата Россией перспективы иметь нормальное образование выгодна тем государствам, которые должны потратить миллиарды долларов на попытку поднять уровень своего образования до уже снизившегося уровня образования России. И еще не факт, что эта попытка будет удачной! За деньги вековых традиций не покупают! А вот потерять вековые традиции за деньги вполне можно. Этим государствам куда как проще купить на корню наших чиновников за жалкие миллионы долларов от этих миллиардов, а они уж расстараются!

Читайте Э.Д.Днепрова, превратившегося в один момент из гонителя образования (чего стоят — в прямом смысле этого слова — его дорогие стандарты!) в яростного его защитника!

Похоже, мы у гибельной черты.

Читайте:
http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/90n/n90n-s34.shtml

 

10.12.2004 — В.И.Арнольд. Пока еще умеем делить в уме, нельзя делить имущество

Приводим ссылку на безусловно интересную статью академика В.И.Арнольда, к которому прислушивается министр образования Франции, но не прислушиваются министры образования России. Наш министр образования и науки Фурсенко, как говорят, слушает своего главного советчика некоего господина Свинаренко из команды Коха.

Прошу извинить, что сообщаемая информация основывается на слухах, циркулирующих в Москве. Но как иначе может быть, если никому не сообщается, кто готовил проект уничтожения образования, кто его проанализировал из профессионалов, имеющих отношение к образованию вообще и к средней школе в частности. Наши «благодетели» действуют из-за кулис, но я исключаю их самодеятельность и отсебятину. Они точно исполняют — как умеют! — то, что им поручили.

Они нарушают Конституцию страны, гарантирующую равный доступ к образованию. Они вводят социальную селекцию в образовании на основе имущественного положения родителей. Можете платить — можете получить образование, не можете — так зачем вам образование?

Похоже, что руководящие страной «органы» посчитали накладным иметь шибко образованных подданных, думающих, умеющих оценивать аргументы, сопоставлять обещания кандидата с реальными плодами его деятельности в должности и т. п. Зачем нужны этим управленцам критически мыслящие подданные — с ними одна морока. Пусть уж лучше будут беспомощны и легко манипулируемы из «ящика». «Органам» так удобнее. Они не могут до сих пор простить народу взрыв негодования 1991 года, они боятся, что и их всевластие может закончиться при подобных же обстоятельствах. Они хотят опять поставить народ в стойло. Вовсе не случайно выбран момент опубликования «шедевра» о коренном реформировании (читай полном уничтожении) образования. Не дожидаться же, когда уже выйдут на свой Майдан Незалежности. Это первое.

Зачем нашей замечательной «элите», уже получившей самые жирные куски общенародной собственности, подвергать риску захваченное силой и ложью, подкупом и воровством право владельцев «заводов, газет, пароходов» на распоряжение незаработанной собственностью? Зачем им в среде «кухаркиных детей» растить образованных и сильных конкурентов собственным детям и внукам? Это второе.

И третье. Россия, вынужденная рассчитывать только на собственные силы в возрождении экономики и в поддержании обороноспособности, предлагаемые изменения в образовании и науке готовят медленную смерть. Не завтра и даже не послезавтра. Но когда это произойдет, шуметь будет поздно! Тогда уже или эмир помрет или ишак сдохнет. Спрашивать будет не с кого. А сейчас им надо набивать карманы любыми способами — даже за счет потери собственного российского авиастроения, что за короткое свое премьерство или чуть раньше успел (или еще не совсем успел) провернуть бывший премьер правительства России Касьянов. Вот как надо воровать! А интересы России? — Что это? И кому это надо, когда на кону миллионы и миллиарды долларов!

Это лишь некоторые мысли, возникающие у меня в бессильном стремлении найти рациональное начало в последних предложениях образованцев (управленцев в образовании — термин А.И.Солженицына).


Читайте В.И.Арнольда:
http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/91n/n91n-s30.shtml

 

 16.12.2004 — Куда ведут образование России?

Сегодня на мехмате МГУ им. М.В.Ломоносова состоялась лекция депутата Государственной Думы, члена Комитета Государственной Думы по образованию и науке И.И.Мельникова. Много чего интересного рассказал Иван Иванович — всего не перескажешь, а прочитать можно будет, кажется, на следующей неделе (о выходе статьи и месте публикации мы сообщим).

Скажу только одно: Иван Иванович рассеял последние мои сомнения в заданности процесса, исключил мои тайные надежды на случайных людей, на дураков, не понимающих, что творят. — Знают, прекрасно понимают, действуют по плану, который содержится в толстой книжке рекомендаций Мирового Банка Развития. У меня и раньше не было иллюзий насчет хорошего царя и плохих бояр, но теперь становится ясно, что все, что делается, делается с одобрения Президента Путина.

Как же надо было и чем заинтересовать команду Президента, чтобы они с таким рвением, достойным лучшего применения, с таким остервенением работали на понижение статуса России как самостоятельного государства, способного себя прокормить и защитить!

Почему я упомянул Президента Путина? А разве не с его благословения, разве не для поддержки его политики была создана «партия» «Единая Россия»? Разве не для проведения политики Президента и Правительства РФ эта «партия» получила подавляющее большинство в Государственной Думе?

Теперь пару примеров отношения Государственной Думы России к образованию в России. Но сначала оговорюсь, за два года работы сайта я ни разу не помещал материалов так или иначе затрагивающих политические процессы и политические партии. Сегодня этот добровольный мораторий снимаю, потому что хочу через свой сайт довести хотя бы до десятков людей информацию об отношении различных партий к курсу Президента, к перспективе России потерять конкурентноспособное образование. Мне сейчас не так важно, разделяю я или нет программные цели той или иной партии. Сейчас, когда образование в стране у края пропасти, я внимательно слушаю любую партию. Мне интересно, что же она говорит, что же она делает полезного для сохранения образования в стране. Этим и объясняется мое внимание к сравнению позиций КПРФ и «Единой России» в голосованиях по вопросам образования в Думе.

Начну с предложения преобразовать общеобразовательные учреждения, простите, в Г(М)АНО, то есть в Государственные (Муниципальные) Автономные Некоммерческие Организации. Зачем это господам «реформаторам» понадобилось менять вывеску «государственным учреждениям»? — Отвечают: затем, чтобы дать больше свободы и больше прав! — Лицемерию господ «реформаторов» нет предела! Десять лет ушло на то, чтобы лишить образование всех прав и льгот, которые оно получило из рук первых руководителей демократической России. Медленно, но верно, эти свободы и права уничтожаются. Последний пример — закон «О льготах», весь шум вокруг которого устроили по пустяку — спорили о монетизации льгот пенсионеров. Так громко спорили, что не заметили, что закон уже лишил образование России многих государственных гарантий, отменив многие законы, защищавшие до той поры образование, науку, здравоохранение и культуру. Спорили о пенсиях (это важно, конечно!), а проспорили будущее!

Отменили многие законы, но еще не все. Есть пока еще нормы, запрещающие приватизацию «государственных образовательных учреждений», но как только эти учреждения превратятся в Г(М)АНО, они автоматически выйдут из-под защиты этих последних еще работающих норм. Это один вопрос, который мне захотелось затронуть.

Второй вопрос — это «партия», называющая себя партией Президента, а Президент нигде от нее не открестился, т.е. «партия» проводит его политику, в том числе и в образовании. Я успел записать некоторые цифры голосования по некоторым вопросам.

1) Голосование в Госдуме за сохранение 40-й статьи Закона об Образовании (государственные гарантии приоритетности образования), содержащей нормы о расходовании не менее 3% ВВП на финансирование вузов и научных учреждений, о налоговых льготах образовательным учреждениям (их в России не отменяли ни разу (!) за 250 лет, а в правление Путина отменили!), о недопустимости сокращения числа бюджетных мест в вузах и пр.
КПРФ — «за» 94 % числа членов фракции,
ЛДПР — «за» 0 % числа членов фракции,
«Единая Россия» — «за» 0,6 % числа членов фракции.

2) Голосование за повышение стипендий студентам государственных вузов в 1,5 раза (поправка № 108). Принятие поправки требовало в расчете на год 1 %, но не бюджета страны, а лишь профицита, то есть превышения доходов бюджета над его расходами.
КПРФ — «за» 98 % числа членов фракции,
Блок «Родина» — «за» 97,5 % числа членов фракции,
ЛДПР — «за» 19 % числа членов фракции,
«Единая Россия» — «за» 0,7 % числа членов фракции.

3) Голосование за повышение доплаты на питание в государственных учреждениях с 1,5 р. до 5 р. Принятие поправки также требовало в расчете на год 1 % профицита бюджета.
КПРФ — «за» 96 % числа членов фракции,
Блок «Родина» — «за» 87 % числа членов фракции,
ЛДПР — «за» 25 % числа членов фракции,
«Единая Россия» — «за» 0,7 % числа членов фракции.

Я обращаюсь к коллегам учителям, к учащимся, к их родителям: не позволяйте превращать ваши образовательные учреждения, простите, в Г(М)АНО! Сопротивляйтесь всеми возможными способами усечению образования, даже если его преподносят как заботу о перегруженных учителях и учащихся! Не позволяйте превратить Россию в страну без будущего!

А.В.Шевкин.

 

23.12.2004 — Поздравление с Сахалина

Мы получили письмо от учительницы математики Э.И.Полушкиной (г. Оха, Сахалин). Она поздравила нас и академика С.М.Никольского с Новым годом и сообщила, что хотела бы работать по его учебнику для 11 класса, но имеет единственный экземпляр, который ей удалось купить в Хабаровске. Эвелина Ивановна рассказала в Южно-Сахалинске в ИУУ своим коллегам о новом учебнике и нашла много сторонников нашего учебника, а учебника на острове нет, поэтому работают пока по другим учебникам. Сама Эвелина Ивановна использует наш учебник как дополнительный.

Что можно добавить к сказанному. Приятно, что опытные учителя видят перспективы для нашего учебника, хотят по нему работать. А неприятно вот что. Министерство развала образования и науки (такое название точнее отражает его суть) во главе с министром Фурсенко ищет возможности для усечения образования в стране, то есть разбазаривает то, что обязано охранять и приумножать, а мы не можем учителю дать в руки учебник, с помощью которого он мог бы успешнее противостоять предательской по отношению к образованию политике.

 

Дополнение. Как нам сообщили позднее из Издательства «Просвещение», Эвелине Ивановне выслан полный комплект учебников. Спасибо и за это. Но проблема остается нерешенной.

 

23.12.2004 — Задача А.Л.Тоома о математике, шляпе и палке

В новой статье А.Л.Тоома (Бразилия), которую мы через некоторое время разместим на сайте и, скорее всего, опубликуем в газете «Математика» мы нашли его старую задачу, составленную когда-то для Заочной Математической Школы.

Вот эта задача.

Математик шёл по берегу домой вверх по течению реки, держа в руках палку и шляпу. Он шёл со скоростью, в полтора раза превосходившей скорость течения. На ходу он бросил шляпу в воду, перепутав её с палкой. Скоро он заметил свою ошибку, бросил палку в воду и побежал назад со скоростью вдвое большей той, с которой он шёл вперёд. Как только он поравнялся со шляпой, он мгновенно достал её из воды и пошёл домой с прежней скоростью. Через 40 с после того, как он достал свою шляпу из воды, он поравнялся с палкой, плывущей по течению ему навстречу. Насколько раньше он пришёл бы домой, если бы не перепутал палку со шляпой?

Здесь мы планируем опубликовать список учащихся школ, решивших задачу. Решения направлять по адресу: avshevkin@mail.ru  c пометкой «Задача о математике» Предполагаемое решение не содержит много формул, поэтому может быть послано обычным электронным письмом с набором дробей в виде 3v/2 и звездочкой (*) вместо знака умножения.

Дополнение

25.12.2004. Два способа решения задачи прислал автор книги «Арифметика помогает алгебре» В.Романовский (Израиль).

 

30.12.2004 — Над пропастью во лжи, или Будет ли толк от бестолковой реформы?

Интересное для себя открытие сделал я сегодня. Спешу поделиться.

На сайте Государственного университета Высшая школа экономики помещена моя статья, опубликованная с сокращениями в газете «Первое сентября» (1.07.2003).

В чем заключается открытие? — ВШЭ, если я не ошибаюсь, оплот реформаторов российского образования. Они воплощают свои идеи по уничтожению прежнего образования и прежней школы, воплощают, воплощают, но школа пока еще держится.

Сначала я подумал, что они так заинтересовались устойчивостью школы к своим «реформам», что кинулись изучать аргументы критиков своей деятельности. Это была первая версия.

Потом я решил, что в рядах реформаторов нет единства. И появление моей статьи на их сайте отражает отсутствие единомыслия в рядах реформаторов.

Как же я расстроился, когда «побродил» по сайту ГУ ВШЭ и обнаружил, что моя статья попала в подборку всех статей, связанных так или иначе с реформой образования.

Но все равно приятно, что статью, написанную кровью и слезами умирающей прежней системы образования, напечатали на сайте «условного противника». «Условного» — потому что вся деятельность по реформированию образования покрыта мраком тайны. Нет обсужденных образовательным сообществом целей реформы, нет харизматических личностей, которым доверяли бы все участники процесса обновления образования. Нет веры в то, что эта работа разумно организована и имеет благую общественно значимую цель, нет ясного представления о том, кому же мы противостоим в борьбе за сохранение образования в России. Все творят на свой сомнительный вкус какие-то темные лошадки и серые мышки.

Их возня сильно напоминает осуществление внешнего задания: за большие деньги быстро и основательно испортить образование в России, да так, чтобы окончательно подорвать способность страны возродить нормальное образование.

Занятые подрядом разрушением образования личности не нуждаются в профессионализме в той области, которую они реформируют, именно потому, что целью является разрушение. Их идеи, их вера в свое право вершить судьбу образования в России подпитываются одним, но важным обстоятельством — у них есть бесконтрольный (со стороны общества) доступ к расходованию денег, занятых за рубежом без согласия общества «на реформу образования». Эти денежки наши благодетели рассовывают по карманам, а потом нас же заставят расплачиваться за навязанную услугу по «реформированию» нашего образования.

Я даже допускаю, что когда источник иссякнет, они признают, что чистосердечно заблуждались, признают свою научную ошибку: ведь в науке отрицательный результат — тоже результат! Простим ли мы им эту ошибку — вот в чем вопрос.

А.В.Шевкин.

http://www.hse.ru/pressa2002/?show=2849&selected

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал